Урок на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»
Муниципальное образование г. Ноябрьска
Урок на тему
«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Г. Ноябрьск
2014 год
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В условиях быстрого нарастания темпов научно-технического прогресса современный школьник должен непрерывно пополнять и углублять свои знания. Он должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее. Тексты, предоставленные в учебниках предметной области «Окружающий мир», являются для младшего школьника основными источниками получения естественнонаучной информации.
Основные функции учебно-научного текста — информационная, коммуникативная, развивающая, моделирующая. Остановимся на первых двух функциях, наиболее последовательно реализуемых на уроках предметной области «Окружающий мир».
Информационная функция реализуется в процессе передачи каждому школьнику при взаимодействии с учителем системы знаний. Поэтому, как отмечает Л. П. Доблаев, «все более широкое признание находит мысль, что учебный текст не источник готовых знаний, подлежащих запоминанию…, а прежде всего источник познавательных задач и проблем, которые надо обнаружить и решить».
Рассматривая проблему формирования у младших школьников умений, связанных с информацией, мы обратимся к области «Окружающий мир». От класса к классу тексты учебника усложняются, что ведет к непониманию содержания учебного материала, к падению интереса к изучаемому предмету, а в дальнейшем — ко всему процессу обучения. Негативные тенденции могут быть обусловлены следующими причинами:неумением работать с информацией; разграничивать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную; несформированность текстовых умений, что проявляется и на уровне учебно-научного текста: неумением воспринимать и понимать прочитанный текст, создавать вторичные тексты разных жанров: Сообщение, ответ, объяснение; Отсутствием мотивации на поиск дополнительной информации в других источниках , на представление текста в разных формах , единообразием способов предъявления информации: в учебниках преобладают тексты.
Ориентация системы «Школа 2100» на принцип личностно-развивающего обучения находит отражение и в содержании работы с учебно-научным текстом в предметной области «Окружающий мир».Знакомясь с окружающим миром, школьники одновременно учатся воспринимать и понимать содержание учебно-научного текста, прогнозируют содержание текста, выделяют главное в тексте после его прочтения, отвечают на вопросы после изучения блока материала, что, безусловно предполагает овладение способами обработки информации. Школьники учатся использовать термины. Термины выделены жирным шрифтом.
Младшие школьники учатся составлять собственные учебно-научные тексты: устный ответ , ответ-обобщение , ответ-группировка, объяснение-пояснение .
Широко представлены нетекстовые способы обработки и хранения информации: учащиеся работают с рисунками, схемами , таблицами , разгадывают кроссворды. Однако, нет заданий, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли схемы, таблицы, рисунки к тексту. Нет последовательности и в совершенствовании текстовых умений: разделить текст на смысловые части, составить план, выделение непонятных слов из текста, составление вопросов к тексту помогло бы учащимся при усвоении информации, содержащейся в учебно-научном тексте.
Поэтому предлагается комплекс приемов по обучению, обработке, хранению информации на уроках предмета «Окружающий мир». Важно учителю организовать управляемое обучение, обеспечивающее планомерное формирование необходимых качеств.
Умения работы с учебно-научным текстом можно разделить на три группы:
Текстовые умения, связанные с восприятием и пониманием учебно-научного текста;текстовые умения, связанные с порождением текста; умения работать с информацией.
Для формирования каждой группы умений предлагается использование совокупности приемов.
Приемы, обеспечивающие формирование умений, связанных с восприятием и пониманием учебно-научного текста: постановка вопросов от заголовка к тексту; прогнозирование содержания текста ; озаглавливание текста; выделение терминов и ключевых слов в тексте; медленное чтение учебно-научного текста с пометками ;выделение известных и новых понятий, нахождение неясных слов и непонятных текстовых суждений.
Приемы, формирующие умения создавать текст: дополнение текстов на основе собственного опыта, пересказ подробный и сжатый, создание собственных учебно-научных текстов различных жанров: сообщение, объяснение-толкование, объяснение-пояснение, ответ-обобщение, ответ-группировка.
Для обучения пересказу можно использовать построение развернутого монологического ответа на поставленные учителем вопросы.
Приемы, направленные на формирование умений работать с информацией: задания на поиск дополнительной информации, в том числе и задания, сформулированные самостоятельно; на оценку информации в тексте с точки зрения ее значимости ; на выявление способов, используемых при оценивании информации ; на различные способы изложения полученной информации.
Условия развития информационных умений: мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся; добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации; доступность информационных ресурсов; поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой; повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.
Основные источники информации: наблюдение; эксперименты, опыты; познавательное общение; книга, текст; использование медиа ресурсов: пресса, кино, телевидения, радио-, аудио — и видеопродукции; компьютер.
Задача учителя заключается в том, чтобы выявить структуру и содержание деятельности школьников по анализу научно-учебного текста, реализовать приемы, обеспечивающие формирование необходимых для этого умений.
Урок на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»