Урок на тему «Использование логических функций»
Практическая работа №22
«Использование логических функций»
Цель работы: научиться использовать логические функции в Excel
Задание № 1.
1. Подсчитайте количество отличных, хороших и т. д. оценок на основании зачетной ведомости, представленной табл. 8.
2. Произведите расчет, используя операцию «Присвоение имени блоку ячеек».
Ход работы:
1. На новом листе рабочей книги создайте таблицу по образцу табл. 8.
2. Заполните данными столбцы: первый, второй, третий и четвертый.
Таблица 6.8
A | B | C | D | E | F | G | H | I | |
1 | № | Фамилия, имя, отчество | № зачетной книжки | Оценка | Кол-во 5 | Кол-во 4 | Кол-во 3 | Кол-во 2 | Неявка |
2 | Демидов М. И. | 119 | 5 | ||||||
3 | Иванов И. П. | 120 | 7 | ||||||
4 | Кукушкин В. Л. | 121 | 3 | ||||||
5 | Орлов А. П. | 131 | 4 | ||||||
6 | Петров К. Н. | 145 | 5 | ||||||
7 | Сидоров В. О. | 149 | 2 | ||||||
8 | Фролов В. А. | 156 | Н/я |
3. В шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый столбцы введите формулы, для этого воспользуйтесь Мастером функций Из панели инструментов Стандартная:
Установите курсор в первую ячейку столбца отличных оценок и активизируйте Мастер функций;
В первом диалоговом окне выберите категорию функции и название функции;
Логические функции |
Имя функции: |
Щелкните на кнопке ;
Во втором диалоговом окне установите курсор в поле Логическое выражение И щелкните мышью в рабочей области Excel на ячейке D2 ;
С клавиатуры введите < = 5 >;
В поле Значение_если_истина Введите ;
В поле Значение_если_ложь Введите ;
Нажмите кнопку ;
Методом протягивания скопируйте формулу по столбцу «Кол-во 5».
4. С помощью Мастера функций Аналогичным способом введите формулы в столбцы «Кол-во 4», «Кол-во 3» и т. д., изменяя соответственно значение поля Логическое выражение, Соответственно на
«D2 = 4», «D2 = 3» и т. д.
5. Чтобы подсчитать сумму всех пятерок, четверок и т. д. и результаты представить в виде отдельной таблицы, нужно по каждому столбцу «Кол-во оценок» задать имена блокам соответствующих ячеек. Для этого выполните следующие действия:
Выделите блок ячеек Е2:Е8 столбца «Количество 5»;
Выполните команду меню Вставка > Имя > Присвоить;
В диалоговом окне Присвоение имени В строке Имя Введите слово Отлично И щелкните на кнопке Добавить;
Далее выделите ячейки F2:F8 столбца «Количество 4» и выполните команду Вставка > Имя > Присвоить;
В диалоговом окне Присвоение имени В строке Имя Введите слово Хорошо;
Аналогичные действия выполните с остальными столбцами табл. 8, создав имена блоков ячеек: Удовлетворительно, Неудовлетворительно, Неявка.
6. Создайте таблицу Итоги сессии.
Таблица 6.9
Количество отличных оценок |
Количество хороших оценок |
Количество удовлетворительных оценок |
Количество неудовлетворительных оценок |
7. Введите формулу подсчета количества полученных оценок определенного вида, используя имена блоков ячеек с помощью Мастера функций:
Установите курсор в ячейку подсчета количества отличных оценок;
Щелкните по кнопке Мастера функций На панели инструментов Стандартная;
В первом диалоговом окне выберите категорию функции Математические, Имя функции Сумм И щелкните на кнопке ;
Во втором диалоговом окне установите курсор в строку Число1 И введите команду Вставка > Имя > Вставить;
В диалоговом окне Вставка имени Выберите имя блока ячеек Отлично И щелкните на кнопке ;
Повторите аналогичные действия для подсчета количества других оценок.
8. Посчитайте количество всех полученных оценок, используя кнопку Автосумма На стандартной панели инструментов.
Задание №2. Определить, в какой из заданных интервалов попадает зарплата каждого сотрудника НИИ, представленная в табл. 6.10.
Ход работы:
1. Создайте новую рабочую книгу.
2. Создайте таблицу из восьми столбцов, в которой содержатся сведения о семи сотрудниках НИИ: №, Ф. И. О., ежемесячная зарплата.
3. Создайте таблицу, содержащую четыре интервала числовых значений зарплат: 1000 — 2000, 2000 — 3000, 3000 — 4000, 4000-6000 .
4. Чтобы определить, попадает ли значение зарплаты из столбца С в заданный интервал, нужно использовать логическую функцию ЕСЛИ с заданием сложного условия И. Для этого необходимо выполнить следующее:
Установить курсор в ячейку D2;
Щелкнуть на значке Вставка функции Стандартной панели Инструментов;
В окне Мастера функций Выбрать Категорию функции Логические, В окне Вид функции — выбрать функцию ЕСЛИ, нажать кнопку ;
В адресной строке рабочего окна в раскрывающемся списке выбрать функцию И;
Установить курсор в поле Логическое 1;
На рабочем поле Excel щелкнуть на ячейке С2;
С клавиатуры ввести >;
На рабочем поле Excel щелкнуть на ячейке А10;
Установить курсор в поле Логическое 2;
На рабочем поле Excel щелкнуть на ячейке С2;
С клавиатуры ввести
На рабочем поле Excel щелкнуть на ячейке В10;
Не закрывая окно Функции И, Щелкнуть на слове Если в адресной строке рабочего окна — откроется окно функции Если;
В поле Значение_если_истина С клавиатуры ввести ;
В поле Значение_если_ложь С клавиатуры ввести ;
Нажать кнопку.
Пример выполнения практической работы.
Таблица 6.10
A | B | C | D | E | F | G | H |
1 | № | Ф. И. О | 1 ин | 2 ин | 3 ин | 4 ин |
2 | 5896 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
3 | 3990 |
Урок на тему «Использование логических функций»