Урок на тему «Космический гость. Дифференциация звуков в словах»
Государственное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад№196 компенсирующего вида Кировского района
Санкт-Петербурга
Конспект урока
«Космический гость. Дифференциация звуков
в словах»
Учитель-логопед: Познякова Юлия Валентиновна
Воспитатель: Артемьева Мария Юрьевна
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Формирование представлений о космосе;
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме;
Развитие фонематических представлений в словах)
Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов
Профилактика нарушений письменной речи
Закрепление элементарных математических представлений
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
Развитие навыков речевого общения, связной речи;
Развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения;
Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением;
Развитие умения совмещать углы, стороны квадрата, проглаживать линию сгиба
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности
МАТЕРИАЛ:
Предметные картинки
Слоговые схемы
Звуковые дорожки
Летающая тарелка с инопланетянином
Карточки по характеристике звуков С-З
Цветная бумага, клей, цветные карандаши
ХОД СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛОГОПЕД: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся. А что это на окне?
Давайте посмотрим.
Логопед берет летающую тарелку, открывает ее. Достает инопланетянина.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Меня зовут ЗУМИ. Я с планеты Марс. Мой звездолет сломался, и я сбился с пути.
Мне пришлось совершить экстренную посадку в детском саду. Мне нужна ваша помощь. Вы мне поможете?
Во время своего космического путешествия я фотографировал все красивое и необычное. Что-то заело в моем фотоаппарате и фотографии получились не четкими. Помогите разобраться, что здесь изображено.
И подберите слоговые схемы к названиям, чтобы я лучше запомнил.
Дети рассматривают картинки, называют их и подбирают к ним слоговую схему.
Какие вы молодцы! Спасибо.
ВОСПИТАТЕЛЬ: В моем звездолете отказали двигатели, их надо продуть. Нам нужна сильная холодная струя воздуха, какой звук нам поможет? У каждого из вас свой двигатель, продуваем слева на право. Произносим звук четко.
Приготовились…
Дети продувают двигатель.
Молодцы, двигатели в порядке!
ВОСПИТАТЕЛЬ: В моем бортовом компьютере вирус, и я не могу определить маршрут, по которому мне лететь домой к Марсу. Помогите найти мне путь домой. Вот карта.
ЛОГОПЕД: Начнем мы с клеточки, где изображена наша планета Земля. Найдите, где она. Покажите. Правильно.
Прокладывать путь будем глазками. Будьте внимательны! 1 клеточку влево, 3 клеточки вверх, 2 клеточки вправо.
Скажите мне на ушко, на какой клеточке остановились? Давайте проверим все вместе.
Ребенок указкой еще раз прокладывает путь, остальные Дети ему помогают.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, это моя планета Марс. Спасибо друзья.
ЛОГОПЕД: Послушайте, какое красивое название Марс. Ребята, на какой звук заканчивается слово Марс? На звук «С».
Кто расскажет об этом звуке Зуми? Используйте карточки.
«С» — согласный, мешает язык, он смотрит вниз, выходит холодный ветерок, губы — улыбка, звук глухой и твердый.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А в моем имени есть двоюродный братик звуку «С»? догадались, какой? А где он стоит в слове: в начале, середине или в конце?
Расскажите о нем.
«З» — согласный, мешает язык, он смотрит вниз, выходит холодный ветерок, губы — улыбка, звук звонкий и твердый.
ЛОГОПЕД: Ребята, давайте нашему гостю покажем, какие вы внимательные. Как вы умеете различать эти звуки в словах.
Игра «Внимательные ушки»: на звук «С» — наушники, на звук «З» — хлопок в ладоши.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы мне так помогли, я хочу с вами поиграть.
Проводится физ минутка «Мы в ракете полетим».
Руки вытянуть вверх Наклон вперед, руку ко лбу Кулак из двух рук Круг из рук, соединив пальцы Взялись за руки, сделали круг Прыжки на месте Наклон вперед, руки назад Круг из рук над головой Поднимаем, опускаем плечи |
ВОСПИТАТЕЛЬ: На Марсе у меня осталось много друзей, и я хотел бы им привезти подарки. Мне очень понравились звуки «С-З». помогите мне выбрать подарки, чтобы в названиях были эти звуки.
ЛОГОПЕД: Чтобы Зуми ничего не перепутал, давайте в тарелку с наушниками поместим подарки со звуком «С», а в тарелку с колокольчиком — со звуком «З». Какие подарки вы не взяли, почему?
А вы, ребята, сами хотели бы полететь в космос? А что вам для этого нужно?
Помоги Зуми ребятам построить ракету.
Дети делают вместе с воспитателем ракету в технике оригами.
ЛОГОПЕД: Кто же полетит в вашей ракете? А вы знаете, что в космос первыми полетели собаки Белка и Стрелка. И я вам предлагаю запустить в космос разных животных.
Так как Зуми очень понравились звуки «С-З», то в полет отправятся животные, в названии которых есть эти звуки. Выберите сами такое животное и приклейте к своей ракете.
Дети выбирают животное и наклеивают на ракету.
Кто полетит в твоей ракете? В моей ракете полетит слон.
Каждый ребенок отвечает на этот вопрос.
ЛОГОПЕД: Давайте Зуми подарим что-нибудь на память. Что можно подарить? Ответы детей.
А давайте напишем его имя?! Чтобы не допустить ошибок, сначала нарисуем слоговую схему его имени. Что для этого нужно сделать?
Похлопать.
Сколько раз хлопнули? 2 раза. Значит, сколько будет слогов?
2 слога.
А теперь нарисуем звуковую схему. Какой первый звук? Как его обозначим, почему?
Какой 2 звук? …
Дети рисуют слоговую и звуковую схему слова Зуми.
А теперь давайте каждый звук обозначим буквой. Какое слово у вас получилось? Прочитайте.
Дети отдают Зуми свои записи.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо вам, ребята, вы настоящие друзья, вы мне очень помогли. Я еще не раз прилечу к вам, до свидания. За вашу помощь вот вам подарки.
Мне пора.
Зуми дарит каждому ребенку подарок.
ЛОГОПЕД: Ребята, чтобы вы хотели пожелать нашему новому другу?
Высказывания детей.
До свидания, Зуми! Счастливого пути!
И нам ребята тоже пора. Вам понравилась встреча с инопланетянином?
Подводится итог совместной деятельности.
Урок на тему «Космический гость. Дифференциация звуков в словах»