Урок на тему: Появление Ильи Муромца в белокаменных палатах князя Владимира
Последний, третий урок строим уже на другой основе. Вместо составления «картинного» плана, обращаемся к выразительному чтению, поставив перед учащимися задачу определить, какие отношения возникли между великим киевским князем и Ильей Муромцем — крестьянским сыном, богатырем святорусским. Надо так прочитать их беседу, чтобы слушатели уловили, что таится за речами. Опираясь на проделанную дома работу, пятиклассники читают в лицах (с участием «сказителя» — автора) отрывок с 88-й строки до 150-й.
Чтение обсуждается, учитель в процессе беседы пытается направить учеников, чтобы они сравнили поведение князя и Ильи Муромца. Таким образом уясняется «взгляд народа» на героев, основная мысль былины; В соответствии с народно-поэтическими традициями действие в былине развивается по восходящей линии: третья, предпоследняя ее часть является кульминацией, последняя — развязкой. Таким образом, появлению Ильи Муромца в белокаменных палатах князя Владимира стольнокиевского народ придавал какое-то особо важное значение, приравнивая к подвигу: В чем же смысл этого эпизода?
Илья Муромец приезжает к князю на «широкий двор» сразу после окончания обедни, на которую как будто хотел поспеть при выезде из Мурома. Приезжает после разгрома чужеземных ратей под Черниговом, после победы над Соловьем Разбойником.
Но перед князем он появляется никому не известным «добрым молодцем», скромно выполняющим положенный обряд приветствия:
Крест-от клал он по-писаному, Вел поклоны по-ученому…
Князь Владимир «выспрашивает» гостя. Сначала его обращение к богатырю исполнено доброжелательности и ласки:
Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец, Тебя как-то, молодца, по имени зовут, Величают, удалого, по отечеству? Узнав, что перед ним «старый казак» из села Карачарова, князь обращается к Илье уже по-другому, гораздо более холодно: Ай же ты, старые казак да Илья Муромец… После ответа богатыря, что тот ехал в Киев «дорожкой прямоезжею», Владимир уже не сдерживается, в его словах, обращенных к Илье, звучат гнев, высокомерие, презрение: Ай же мужичище-деревенщина! Во глазах, мужик, да подлыгаешься! Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Оказывается, Владимир стольнокиевский прекрасно знал, что Чернигов окружен врагами, что на прямоезжей дорожке злодействовал Соловей Разбойник. Знал и ничего не мог сделать, чтобы очистить землю Русскую. Поэтому он не хочет верить Илье, поэтому так огорошивает его живое доказательство правдивости богатыря — плененный разбойник. Илья Муромец посрамляет князя. Горячее сочувствие положению народа, бескорыстное воинское служение интересам всей Русской земли высоко поднимает «мужичищу-деревенщину» над слабым, эгоистичным и равнодушным к жизни народа правителем Киева. Окончательно князь Владимир разоблачается, когда, сталкивается лицом к лицу с полоненным Соловьем, накинув в спехе шубоньку «на одно плечко», соболью шапочку «на одно ушко». Соловей не признает князя, он не выполняет его приказаний и повинуется только своему победителю. Полусвист и полукрик Соловья приводит князя Владимира в полное смятение. В былине с юмором рисуется его испуг:
А Владимир-князь-от стольнокиевский Куньей шубонькой укрывается…
Последние строки былины — апофеоз Ильи Муромца, крестьянского сына. Он предстает перед нами как воин, живущий интересами родного народа, стоящий на страже его спокойствия и безопасности, утверждающий на Земле порядок и справедливость. Таким образом, в процессе аналитического чтения былины Учащиеся подготовили ответы на пять первых вопросов, которое предлагаются в учебнике к былине. Такие вопросы дают Достаточный материал для характеристики Ильи Муромца, если характеристикой мы будем считать для этого этапа литературного образования детей осмысление поступка (а в былине. Это подвиг связи поступков и тех побуждений, которые толкнули героя на свершение подвигов.
Чтобы отбор примеров не превратился в чисто формальную деятельность, школьникам можно предложить ответить, как при помощи: постоянных определений и слов с уменьшительными суффиксами народ выразил свое отношение к Илье Муромцу. Это отношение легко осознается при рассмотрении таких примеров: «удаленький дородный добрый молодец», «плеточку шелковую во белу руку», «во свои берет во белы он во ручушке, он тетивочку шелковеньку натягивал, а он стрелочку каленую накладывал», «пристегнул его ко правому ко стремечку булатному» и т. д. (сравним, как обращается к богатырю, желай унизить его, князь Владимир: «Ай же мужичище-деревенщина!»)’. Особое внимание надо уделить тому, чтобы пятиклассники хорошо усвоили, что такое гипербола. Те же. повторения—«Враги под Черниговом», «Свист Соловья» — содержат в себе и гиперболы. Пусть дети попытаются это доказать.
Затем необходимо, чтобы они сами поискали примеры гипербол в тексте былины (например, разгром вражьей силы под Черниговом, сила богатырского коня и др.). Для чего употреблены эти гиперболы? С их помощью создается представление об Илье Муромце как о могучем, непобедимом богатыре. Как использовал прием гиперболы художник Е. Кибрик: «Дети смогут «найти» гиперболу и в иллюстрации к былине. Естественным завершением работы станет прослушивание былины (или ее части) в исполнении А. Покровского с гусельным сопровождением. При объяснении школьникам понятия о былине и гиперболе можно использовать фильм «Русские былины».
Урок на тему: Появление Ильи Муромца в белокаменных палатах князя Владимира