Урок по рассказу И. А. Бунина «Цифры»
Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию, которой определяется все последующее.
И. А. Бунин
1. Слово учителя. «Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию, которой определяется все последующее». Так говорил Иван Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом, что «всю жизнь страдал от того, что не мог выразить того, что хочется…»
На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.
Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.
Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребенком.
2. Беседа с элементами анализа и записью основных положений урока.
— Чем необычен этот рассказ?
— По какой схеме строится повествование?
Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь И мальчик .
— Какую цель преследует при этом автор?
— Каким термином в литературе мы называем углубленное изображение психических, душевных переживаний?
— О чем этот рассказ?
— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя?
— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях?
— Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей?
— Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?
— Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?
Пользуясь общей схемой композиции рассказа и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.
Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.
— Обратите внимание, что слово «помнишь ли» связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?
Урок по рассказу И. А. Бунина «Цифры»