Урок по роману «Тарас Бульба» Прославление боевого товарищества казаков, осуждение предательства. Глава Х
Цель: Показать героические, гражданские мотивы в повести Гоголя, прославление им боевого товарищества; совершенствовать навыки составления плана к тексту, навыки текстологического анализа произведения; воспитывать чувство товарищества, патриотизма, а также культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать свое мнение, воспитывать умение устанавливать ассоциативные связи между разными жанрами произведений искусства.
Наглядность: Иллюстрации Д. Шмаринова к IX главе повести.
Ход урока.
І. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Составление планов.
4 плана записываются на доске и 2 плана обрабатываются устно. Рецензирование, коррекция планов.
2. Блиц-Опрос
Какие приготовления к предстоящему сражению сделали казаки? Что сделал перед боем Тарас Бульба? (Произнес речь в товариществе)
3. Выразительное чтение (заранее подготовленным учеником) речи
Тараса в товариществе
— На какие слова, по-вашему, нужно обратить особое внимание?
(«Породнится по душе, а не по крови может один только
человек»).
4. Работа с иллюстрациями к IX Главе.
(Эпизод боя, гибель отдельных казаков)
Учитель. Как вы думаете, почему художник выбрал такую цветовую гамму? Какими бы словами вы ее охарактеризовали? (Демонстрация иллюстрации. Задание: Прочитать эпизод гибели одного из запорожцев, соответствующий ей).
— Что напоминают вам последние слова казаков, ответом на что они являются? (Речь Тараса).
II. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Беседа со элементами текстологического анализа по второй части главы
1) Что повлияло на перелом в сра-жении?
2) Прочитать описание Андрея. Что это нам напоминает? Есть ли в его отношении к битве то, что еще раньше подметил в нем старый Тарас?
3) Почему Тарас решил не просто убить сына в бою, а заманить его в лес одного?
4) С кем сравнивает автор Андрея
Перед последней встречей с отцом
Что дают нам для понимания его поведения слова:
«Как школьник, неосторожно задрав своего товарища…»;
«И видел он перед собой одного только страшного отца»?
5) Почему Тарас не только принял такое страшное решение, но и взял на себя его исполнение?
6) Что в поведении Андрея укрепило решение Тараса? («Это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки»).
7) С чем сравнивает автор Андрея в его последние минуты? Почему Гоголь дает такое сравнение?
8) Почему Гоголь не просто описывает Андрея в последние минуты, но и любуется его красотой? («Чем не казак был?» — «Пропал бесславно, как подлая собака!»)
9) В какое мгновение — до или после выстрела — изобразил Д. Шмаринов Тараса? (Обращение к иллюстрации) Почему?
10) Жалеет ли Тарас сына?
11) Прочитать слова Остапа о брате. Почему он спросил: «Это ты убил его?», а не: «Зачем ты убил его?» Жалеет ли он брата?
12) Почему Тарас даже не похоронил сына?
13) Каким словом называли Тараса казаки, обращаясь к нему в тяжелую минуту? Что значит сейчас для него это слово — «отец»? (Обращение к атаману как к «батьке» означало «породнится родством по душе, а не по крови…»)
2. Выразительное чтение
(заранее подготовленным
Учащимся) эпизода «Но не
Выехали они еще из леса. .. » до
Конца с уточняющими вопросами
Как показывает автор жар сра-
Жения?
Докажите, что Бульба изо всех
Сил старался спасти сына.
Только ли сыну стремился вон
Помочь?
С чем сравнивает Гоголь теря-
Ющего сознание Тараса? Поче-
Му автор выбирает именно это
Сравнение?
III. Подведение итогов урока.
Почему Бульба убивает Андрея и изо всех сил старается спасти
Остапа?
Как выглядят казаки во время своей героической смерти?
Как вы относитесь к героям повести?
VI. Д Машнее задание.
Читать главы X, XI, составить к нм план; подобрать цитаты к образам Остапа и Тараса; пересказ эпизодов: «Дорога Тараса на Сечь», «Тарас на Сечи», «Путь в Варшаву».
Урок по роману «Тарас Бульба» Прославление боевого товарищества казаков, осуждение предательства. Глава Х