Урок по теме «СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ»
Урок разработан учителем химии МОУ «Лицей № 3» г. Норильска Кузнецовой О. Н.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ «СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ»
Цель урока: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме «Спирты и фенолы».
Задачи урока:
— образовательные: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов и фенолов;
— Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами соединений; развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;
— воспитательные : особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека; пропаганда здорового образа жизни.
Тип урока : обобщающий.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры .
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы», на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы.
:
Сегодня на уроке:
Вы повторите, что такое спирты и фенолы;
Вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
Вы выполните упражнения на компьютере;
Вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!
III. Фронтальный опрос.
1. Какие вещества называются спиртами?
Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп — ОН, соединенных с углеводородным радикалом.
2. По каким признакам классифицируют спирты?
Ответ: По числу гидроксильных групп ; по характеру углеводородного радикала ; по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа .
3. Продолжите фразу «Фенолы — это…»
Ответ: Фенолы — это органические вещества, содержащие радикал фенил, связанный с одной или несколькими гидроксильными группами.
4. Какие виды изомерии характерны для спиртов?
Ответ: По положению функциональной группы, углеродного скелета, межклассовая с простыми эфирами.
5. Какими химическими свойствами обладают спирты?
Ответ: Спиртам характерны следующие реакции:
— замещения;
— дегидратации;
— этерификация;
— окисление.
6. Каковы качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы?
Ответ: на многоатомные спирты — взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди с образованием ярко-синего алкоголята меди; на фенолы — взаимодействие с раствором FeCl3 с образованием фиолетового фенолята железа.
IV. Решение задачи.
Решают задачу: один ученик — у доски, другие — на местах.
Задача: Вычислите объем водорода , который образуется при взаимодействии металлического натрия массой 3,45 г с избытком этанола.
Решение.
2С2Н5ОН + 2Na
Урок по теме «СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ»