Урок: подготовка к оочинению по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»
ХОД УРОКА
I. Обсуждение Тем Сочинений, Предложенных Учащимися И Планов К Темам
Обратить внимание на актуальность темы, неоднозначность ее решение, на полноту плана, соблюдение законов композиции (наличие вступления, вывода, соотношения частей), на самостоятельность суждений и выводов — используются заготовки из домашнего задания.
II. Обсуждение Тем Сочинений И Планов, Предложенных Учителем
1. Трагическая судьба человека, опаленного войной
И. Случайная встреча в реки.
«Глаза, словно присыпанные пеплом» II. Жизнь, изломанная войной.
1. Крушение мирной жизни, надежд.
2. Тяжелое расставание с родными.
3. Родной огород не оккупирован врагами, но бомбежка дома и гибель жены и дочерей.
4. Герой воюет не на переднем плане, но два ранения и плен.
5. Тяготы и унижения фашистского плена.
6. Радость вот ожидания встречи с сыном и крушение последней надежды на счастье.
7. Невозможность возвратятся в родной Воронеж. «Мертвые, потухшие глаза»
8. Встреча с мальчиком, чье детство отобрано войной.
III. «Не бывать поэтому, чтобы нам порознь пропадать!» — попытка возвратятся к жизни во имя счастья нового сына.
2. Кто сильнее — человек или война?
И. Случайный собеседник в реки — один из тех, кому пришлось пережить
Все тяготы войны. Неизбывное горе, навечно застывшее в глазах. II. Умение сохранить мужество и человечность в страшных испытаниях — вот черта русского солдата-патриота.
1. Уход на войну в первые дни.
2. Письма без жалоб. («Если ты мужчина, взвали себя на плечи…»)
3. «Как я могу, не проскочит, если там ребята без снарядов сидят?»
4. Презрение к врагу — портянки в придачу к сапогам.
5. Помощь товарищей в колоне.
6. Врач, помогающий раненым в плену.
7. Первый убитый своими руками, чтобы не стал возможным предателем.
8. Разговор с комендантом концлагеря, вызвающим уважение врага.
9. «Делить поровну!»
10. Известие в гибели семьи, смерть последнего сына — и желание по-
Мочь обездоленному войной мальчонке, взять его в сыновья.
ІІІ. «…Этот русский человек… выдюжит, и около отцовского плеча вырастит тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его семья».
Смысл обобщения в названии рассказа.
III. Самостоятельная работа над сочинением
IV. Домашнее задание
Подготовиться к уроку внеклассного чтения — выучить стихотворение, предложенное учителем.
Урок: подготовка к оочинению по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»