Урок (развитие связной речи). Отчет о проделанной работе
Цель урока: ознакомить школьников с особенностями отчета как одного из видов устного (.или письменного) высказывания; формировать умение составлять отчет о проделанной работе. Материал для словарно-семантической работы: статистический, статический, статичный, статный; реквизиты. Основное содержание урока. I. Ознакомление с особенностями отчета о проделанной работе. Подчеркнуть, что отчет — это информация о своей работе, деятельности какого-либо коллектива, организации, учреждения за определенный период.
Отчет может быть устным или письменным, представлять собой связный текст или цифровые (статистические) данные. Составляется отчет по детальному плану, в котором предусматривается общая характеристика работы, анализ ее положительных и отрицательных сторон, делаются выводы и дается оценка сделанному, а также вносятся предложения, направленные на улучшение деятельности отчитывающегося (или какого-либо коллектива) в будущем. Форма отчета о проделанной работе включает следующие реквизиты: 1) заглавие с указанием, кто и о чем отчитывается и за какой промежуток времени; 2) текст отчета. состоящий из: а) вступления, в котором перечисляется предусмотренный планом на данный период объем работы; б) описания выполненной работы с указанием ее исполнителей, положительных и отрицательных примеров и фактов, методов, путей выполнения запланированных мероприятий; 3) дата оформления отчета, подпись его автора или ответственного лица за работу данного коллектива, организации или учреждения. II. Анализ вариантов устных (записанных на магнитофонную пленку) и письменных отчетов, составленных школьниками в предыдущие годы.
Учащиеся указывают, к какому стилю относятся эти тексты; выделяют в них все части в соответствии со схемой, по которой они составляются: отмечают, удалось ли их авторам объединить, обобщить и проанализировать материал, который свидетельствует о выполненной работе, объяснить причины невыполнения запланированного, внесены ли предложения, направленные на улучшение работы в будущем. Обращается также внимание на правильность отчетов (если эти деловые бумаги составлены в письменной форме).
III. Коллективное составление плана отчета о какой-либо проделанной классом работе или проведенном мероприятии, затем — текста устного отчета по этому плану. IV. Самостоятельное составление письменных отчетов. Учащимся можно предложить, предварительно составив план, написать отчет о выполнении какого-либо индивидуального или группового задания (например, оказания помощи отстающим ученикам), общественного поручения, о прочитанных на протяжении определенного времени книгах, о проведенной экскурсии или культпоходе и т.
Д. Домашнее задание: закончить составление письменного отчета о проделанной работе и подготовиться выступить с ним на классном собрании.
Урок (развитие связной речи). Отчет о проделанной работе