Урок развития речи. «Ода на день восшествия…» М. В. Ломоносова
Запишем в тетрадях и подготовим выразительное чтение высказывания М. В. Ломоносова о русском языке из «Российской грамматики»:
«Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпан-ским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
III. Басни Ломоносова
В методическом пособии для 7 класса мы предлагали читать некоторые басни поэта-ученого. Можно повторить или прочитать заново эти же басни (ученики воспринимают их на новом уровне). Можно предложить ученикам подгото-
Вить чтение новых басен, например: «Лишь только дневной шум замолк…» (1747), «Жениться хорошо, да много и досады…» (1747). Это расширит представление учеников о Ломоносове-поэте, представит его в новом свете, вызовет у учеников улыбку понимания.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение отрывка о русском языке из «Российской грамматики» (наизусть — по выбору учащихся).
Повторить характеристику первого и второго периодов русской литературы XVIII века.
Принести на урок вторую часть учебника.
Урок развития речи. «Ода на день восшествия…» М. В. Ломоносова