Урок развития связной речи. Описание отдельного предмета по картине
Цель: усовершенствовать знания учеников об описании предмета; развивать их умения описывать отдельные предметы по картине, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать чувство уважения к людям искусства и патриотизм.
Тип урока: Урок усовершенствования знаний, умений, навыков.
Оборудование: Репродукции картин Екатерины Билокур, аудиозапись музыки Й. С. Баха.
Ход урока.
I. Организационный этап.
С целью создания эмоционального фона на уроке звучит музыка Й. С. Баха. Учитель размещает репродукции картин Екатерины Билокур на доске.
Приветствие и призыв к плодотворной работе на особом уроке — уроке творчества.
II. Проверка домашней задачи.
Устная речь — описание предмета по картине, над которой ученики работали раньше. Форма контроля — объединение контроля учителя и взаимоконтроля (рецензия на ответ товарища).
III. Актуализация опорных знаний.
Систематизирующая беседа (ретроспективный анализ):
Какие стили речи вы знаете? Какие типы речи вам известны? По каким признакам можно легко определить научный стиль? Какие стилистические особенности для текста художественного стиля вы можете назвать?
IV. Объявление темы, цели урока.
1. Вступительное слово учителя.
На уроке развития связной речи мы работали с текстом научного стиля, характерными признаками которого были слова-термины, употребленные лишь в прямом значении, лаконичное и логическое изложение мыслей, отсутствие средств образности. Вы могли представлять себя учителями биологии и описывали для младших братьев и сестер комнатное растение. Сегодня нас ждет чрезвычайно интересная работа с художественным стилем речи, ведь на протяжении урока нам пришлось не только познакомиться с картинами чрезвычайно талантливой мастерицы, а и описать отдельные предметы на одной из ее картин.
2. Образный рассказ о Екатерине Билокур под музыкальное сопровождение и с использованием демонстрации отдельных репродукций.
Ее называли «гражданкой Богдановки», маляркой, чудачкой, так как родилась она в селе Богдановцы Полтавской области и, своими силами познавая мир и законы искусства, стала художницей, о которой Пабло Пикассо сказал: «Если бы у нас была такого уровня художница, мы бы заставили говорить о ней весь мир!». Екатерина Билокур не имела возможности учиться из-за нужды и непонимания со стороны родителей и односельчан, но пылко мечтала стать настоящей художницей и стала ею…В течение всей жизни она рисовала цветы — «глаза земли», деревья, овощи и фрукты родной земли, которую называла в письмах «матушкой-природой» и у которой училась рисовать все, что пылко любила. (Демонстрация репродукций картин «Цветы и березоньки вечером», «Арбуз, морковь, цветы», «Мальвы и розы», «Завтрак», «Цветы и березоньки вечером»).
3. Работа с репродукцией картины «Завтрак». 4. Беседа по картине:
Какое первое впечатление от увиденного? Какие предметы изображены на полотне? (Буханка черного хлеба, молодой картофель в керамическом сосуде, кувшин, мелко покрошенная редька и малосольные огурчики, и, конечно же, цветы — георгины в стеклянной банке). Каким настроением пронизан весь натюрморт? Какие ассоциации (прямые или опосредствованные) вызывают у вас предметы, изображенные на полотне? Какой цвет является доминирующим в картине? О чем это говорит? Какие предметы изображены на картине?
5. Подготовительная работа с избранным предметом по схеме:
Форма организации учебной деятельности — микрогрупповая. Ученики сначала выбирают один из предметов для работы, после чего класс делится на микрогруппы, которые проводят работу в форме учебного мозгового штурма. Каждая группа анализирует свой предмет по параметрам: цвет, форма, размер, качество материала, ассоциативное поле и т. п.
Данное | Новое (внешний и внутренний признаки) |
Миска с картофелем… | Керамическая, старинная, |
Орнаментированная, темно-коричневая, | |
Блестящая… | |
Литровая банка с георгинами | — — |
Буханка ржаного хлеба и т. п. | — — |
Озвучивание результатов подготовительной работы, взаимное рецензирование, советы, пожелания относительно усовершенствования написанного.
V. Закрепление изученного на практике.
Написание описания предмета на черновике (форма организации учебной деятельности — индивидуальная).
VI. Итог урока.
VII. Домашняя задача.
Оформить отредактированные учителем варианты описаний в рабочие тетради.
Урок развития связной речи. Описание отдельного предмета по картине