Урок в 6-м классе по стихотворению Н. Заболоцкого «Журавли»
Данный урок дается в 6-м классе . В последнее время в Обыкновенных школах в классе Дети имеют разные уровни подготовленности. Фактически их можно разделить на три категории: хорошая подготовка, средняя, ниже средней. Конечно, давать урок в таких классах очень сложно, ведь каждый ребенок на уроке должен чувствовать себя комфортно. На все вопросы учителя нужно отвечать, а для этого нужна ненавязчивая помощь.
Я делю учащихся на три группы и разрабатываю для них разноуровневые памятки. Я делаю все возможное, чтобы не обидеть никого из них. Каждая группа сидит далеко друг от друга и пользуется только своими памятками. Памятка № 1 — для подготовленных детей; памятка № 2 — для детей, которым нужно пояснение; памятка № 3 — для очень слабых детей. К сожалению, таких становится все больше, ребенку так важно на уроке отвечать, работать, не чувствовать себя ущемленным.
После урока они часто говорят мне «спасибо».
Учащиеся были разделены на три группы — по уровню развития.
Вступительное слово учителя . Сегодня мы познакомимся с необыкновенным человеком, с великолепным поэтом Николаем Алексеевичем Заболоцким. Про такого можно сказать: «он воин в поле, даже и один». Всмотритесь в лицо этого человека, вслушайтесь в музыку, которая звучит.
Обращаясь к потомкам, поэт надеется на то, что будущее поколение — я, мы, вы — доделает то, что он не завершил.
Давайте поговорим о таком серьезном предмете, как мироздание. Мироздание — здание мира. Как правильно построить здание мира? Все в мире связано друг с другом — и самое обыкновенное, и самое величественное.
Чтобы человеку жилось хорошо на планете Земля, надо с Миром жить в мире.
Комментарий учителя. Нельзя просто так, без надобности, без меры рвать первоцветы, нельзя для забав убивать птиц. Надо, чтобы природа не «валялась, — по словам Заболоцкого, — в страшном беспорядке».
Посмотрите внимательно на эти кадры.
Но за такие стихи критики не пощадили поэта. Какие «непоэтические слова, искажение действительности»! А самое страшное случилось в 1938 году. Поэт был несправедливо лишен свободы.
На лютом сибирском морозе он строил дорогу, но верил в добро, любовь, истину, красоту. В любых условиях человек должен оставаться человеком.
Сегодня я познакомлю вас со стихотворением Н. А. Заболоцкого «Журавли».
— Что больше всего взволновало вас в стихотворении? Прочитайте понравившиеся места.
Вывод. Не всем удалось прочесть хорошо даже отдельные строфы стихотворения. Для этого нужно представить описанное и разделить чувство лирического героя.
— Автор, поэт — это тот, кто написал лирическое стихотворение. Кто написал стихотворение «Журавли»? А Лирический герой — это тот, чей голос мы слышим в этом произведении.
Очень важно, чтобы ребенок понял текст. Как показывает практика, даже самые простые, на наш взгляд, произведения не всегда понятны детям. Приходится очень подробно их разбирать.
Происходит это примерно так.
— Что же можно увидеть, представить, когда читаешь стихотворение «Журавли»?
— Причинила ли эта чужая страна вред птицам?
— А как вы, ребята, понимаете выражение «отеческая земля»?
(- Это наша Родина, это место, где мы родились и живем.
— А я вот, где бы ни был в гостях, всегда скучаю по дому.
— Дома всегда лучше, привычнее, уютнее.
— Я здесь все знаю, мне все здесь дорого.)
— Итак, птицы возвращаются домой. Что их ждет дома?
— Дорога от Африки до России очень дальняя. Очень важно не сбиться с пути. Кто руководит полетом?
— А почему автор называет стаю «немногочисленным народом»?
(- Да потому, что журавлей мало осталось на Земле.
— Их беречь надо, чтобы потомки их тоже увидели.)
— Что же случилось над «прозрачным озером»?
— А что такое «черное дуло»?
(- Это ствол ружья…
— Это смерть…
— Оружие смерти…
— Это горе, беда, потери.)
— Почему автор называет журавлей частицей «дивного величья»?
— Как вы думаете, сумеют ли птицы долететь до того места, где всегда живут, — до своего дома?
— А если нет?
— А когда наступит осень, будет очень холодно, кто же покажет птицам дорогу в Африку, если нет вожака?
Вывод. И только в вышине, где движутся светила — Солнце, Луна, их красота «успокаивает» птиц. Именно там зло, смерть их не достанут.
Небо принесло птицам спокойствие. И новое молодое поколение верит в лучшее. А журавль-вожак погружается на дно.
Металлическая пуля — это и есть его «рубашка», по-другому она называется смерть. Кровавое пятно напоминает людям о зле, причиненном птицам.
Вывод делают учащиеся. Люди не должны быть злыми, они ведь люди!
Работа с языковыми средствами
— Каким образом автор сумел передать свое видение окружающего мира?
— В этом и есть мастерство автора, его умение работать со словом.
, учащиеся работают вместе с учителем — см. Приложение 2.)
— Ребята, именно языковые средства помогут нам выразительно прочитать стихотворение. Итак, какие языковые средства использует автор в первом столбце?
— А что такое эпитеты?
— Приведите примеры эпитетов и подберите к ним синонимы.
— Какие еще языковые средства использует автор?
— Посмотрите, автор ставит на последнее место подлежащее. Почему?
— Правильно, потому что какая именно стая летит, это неважно. Важно, что это «частица дивного величья». Это красиво, это живое. Оно должно жить и радовать людей.
Разбираем второй столбец.
, широкий , немногочисленный . Автор здесь использовал антитезу: прозрачное озеро и черное дуло.)
— Разбираем четвертый столбик. Я прошу вас, ребята, обратить внимание на первую строчку: «…ударил в сердце птичье…». Что здесь использует автор?
— Какой согласный звук он выделяет?
— Продолжаем разбор. Посмотрите, ребята, какое языковое средство использует автор в строках: «Им природа снова возвратила // То, что смерть с собою унесла…».
— А что такое Олицетворение?
— А вот в седьмом столбике я хочу обратить ваше внимание на пунктуацию. Если вы прочитаете текст, соблюдая все знаки, и выделите два слова — «все» и «молодость», то постигнете выразительность поэтических строк. И последний столбик.
После первого слова — «а вожак» — сделайте паузу и поясните словами: «в рубашке из металла». А вот вторую строчку вы, наверное, догадались, как надо прочитать и почему.
.
Подготовка к выразительному чтению. Дыхательные упражнения. Учитель вместе с учениками работает над произношением отдельных слов, словосочетаний, предложений, над интонацией текста.
Чтение с листа.
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение наизусть других произведений Н. А. Заболоцкого на эту же тему. Показ диафильма. Учащиеся подарили птицам сделанный своими руками скворечник.
Домашнее задание
Выразительное чтение с листа стихотворения Н. А. Заболоцкого «Журавли». Выразительное чтение наизусть стихотворения Н. А. Заболоцкого «Журавли».
Приложение 1
Памятка № 1
Урок в 6-м классе по стихотворению Н. Заболоцкого «Журавли»