Урок внеклассного чтения. Артур Конан Дойл. Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе
Цель: Расширить круг читательских интересов учеников; работать над умением определять произведения одного жанра; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность.
Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к произведениям.
Ход урока.
I. М Отивация познавательной деятельности учеников.
Учитель. Наша задача сегодня — расширить знание о детективном жанре вообще и рассказ А. Конан Дойла о Шерлоке Холмсе в частности.
Поскольку главный признак жанра — … (что?) (захватывающая интрига и запутанный сюжет), а также… (что?) (распутывание его с помощью логического мышления, ума, смелости, чувства справедливости детектива), я предлагаю вам сделать ударение именно на основных фактах или пункте, которым подмечен путь поиска.
Объявляется конкурс на наилучшее описание и расследование детективного рассказа.
II. Актуализация опорных знаний учеников.
1. Викторина (между командами — по 4-6 учеников из каждого ряда).
1) В каком рассказе Шерлока Холмса значительную роль сыграл цвет волос героя? («Союз рыжих»).
2) Где героям пришлось узнать о высоте уже не существующих деревьев? («Обряд дома Месгрейвов»).
3) Когда орудие убийства возвращается к убийце и наказывает его? («Пестрая лента»).
4) Где для сообщения были использованы детские рисунки? («Человечки, которые танцуют»).
5) В каком рассказе фотография почти угрожала покою королевской династии? («Скандал в Богемии»).
6) Персонажами какого рассказа стали обычные гуси? («Голубой карбункул»).
7) На страницах какого произведения возникают шесть одинаковых скульптурных изделий? («Шесть Наполеонов»).
2. Работа по решению кроссворда.
Цель: Вспомнить моменты, которые являются пунктиром на пути сыщика к раскрытию тайны.
1) Предмет, благодаря которому Шерлок Холмс еще в Лондоне знал, что собака не легенда, а живое существо.
2) Слово из рассказа Степлтона о своем прошлом, которое помогло сыщику установить его лицо.
3) То, с помощью чего Холмс догадался, что автор письма — женщина?
4) Кто сначала едва на разрушил планы Холмса и Степлтона?
5) Порода собаки Баскервилей.
6) Что предоставило собаке такого странный, страшный вид?
7) Что могло стать единственным доказательством преступления Степлтона?
Ответы:
Ботинок. 2. Учитель. 3. Духи. 4. Каторжник. 5. Мастиф. 6. Фосфор. 7. Нападение. II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Развитие речи.
Самостоятельно определить ключевые слова-факты, использовать их для раскрытия тайны (по самостоятельно прочитанным рассказам Конан Дойла).
2. Конкурс на описание любого героя (в том числе и собаки Баскервилей) или события, или явления.
III. Подведение Итогов урока.
Учитель. Детективные рассказы построены по определенным законам, по одному и тому же принципу.
Они интересные для тех, кто любит логические загадки. Детективные произведения появляются и в наши дни. Но есть ли недостатки у произведений детективного жанра? С точки зрения образного, художественного воспроизведения действительности, психологии героев, яркости художественных средств, детективные произведения значительно проигрывают другим жанрам.
IV. Д Омашняя задача.
Прочитать новеллу О. Генри «Последний листок»; подготовить сообщение о писателе (индивидуальная задача); подготовиться к тематическому оцениванию.
Урок внеклассного чтения. Артур Конан Дойл. Всемирная популярность произведений о Шерлоке Холмсе