Урок внеклассного чтения в 11-б классе по теме «ПИСАТЕЛИ-ВРАЧИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Урок внеклассного чтения в 11-б классе по теме «ПИСАТЕЛИ-ВРАЧИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» Подготовила учитель русского языка и всемирной литературы КОШ №121 Вирченко И. И. Кривой Рог 2011 На доске — эпиграфы Были дали голубы, Было вымысла в избытке И из собственной судьбы Я выдергивал по нитке… Булат Окуджава Нет истин — есть точки зрения. А. Никонов Орг. момент. Слово учителя.
Всем нам рано или поздно приходится делать выбор — чем заниматься в жизни. И он, пожалуй, самый важный, самый главный из всех, которые нам предоставляет жизнь. Наверное, об этом и будет наш с вами сегодняшний урок. Об этом… и о многом другом. Тема нашего сегодняшнего урока внеклассного чтения — «Русские писатели-врачи».
Вот их портреты→на доске. Мы будем говорить о людях, пришедших в литературу из медицины: О том, как и почему они стали врачами, о том, как им работалось, о том, как и почему они оставили врачебную деятельность. И, конечно же, о том, как медицинская тема отразилась в их литературном творчестве. Чтобы создать вам атмосферу, максимально приближенную к боевой, мы даже парты сегодня поставили амфитеатром, как это принято в медицинских вузах.
А в ваших тетрадях, чтобы вы почувствовали себя настоящими студентами, я попрошу вас после записи темы урока приготовиться вести краткий конспек. Вы запишете все то, что сочтете для себя нужным, важным, интересным. Так мы будем понемногу учиться из плотного информационного потока выбирать ГЛАВНОЕ. Мы с классом разделили работу по-братски… то есть, по-честному.
Вам достались поиск, добыча, обработка и оформление материала. Я же взяла на себя скромную роль связующего звена, а также Высшего Судьи, подводящего итоги и выставляющего оценки. Хотя даже эту почетную обязанность я попытаюсь переложить на ваши плечи. Перед вами лежат специальные оценочные листы.
Они очень похожи на листы назначений, которые заполняют медсестры, раздавая больным лекарства. На прошлом уроке мы выяснили, как ими пользоваться: во сколько баллов оценивается единичный ответ, дополнение, участие в работе творческой группы, самостоятельное выступление… Надеюсь на вашу честность — передозировка всегда опасна! А сейчас — внимание на первый эпиграф.
Что это такое? Для чего он вообще нужен? Какова его роль в художественном произведении? — Это цитата, в которой заключен смысл всего произведения. — Или хотя бы намек на то, о чем будет идти речь — Наверное, он предназначен для тех немногих, кто его читает — В какой-то степени — это шифр. Эпиграф — знак уважения автора к своему будущему читателю, к его проницательности.
К его способности читать между строк, к его общему уровню, наконец. Все вы правы. В той или иной степени. Но поскольку истина складывается из множества точек зрения, мы с вами сегодня проследуем тем путем, который выбирают люди мыслящие: Мы посмотрим на известных людей под иным углом зрения, Мы постараемся понять их мысли и чувства, Мы попробуем проследить мотивы их поступков, Мы поделимся результатами собственных исследований Мы попробуем сделать правильные выводы… …ибо ничего нельзя утверждать наверняка… Потому что в том, о чем мы говорим на уроках, абсолютной истины нет и быть не может.
Есть ПОИСК и есть ВЕРСИИ. А думать — как мы с вами уже давненько выяснили — не стыдно. И ошибиться не стыдно. Мы ведь только в самом начале ПУТИ. Медицина — штука не менее тонкая, чем, например, Восток.
У нее свои законы, свои обряды, традиции и суеверия… своя униформа… Кстати, как называется нерушимая клятва, которую приносит каждый, кто получил медицинское образование? — Клятва Гиппократа. А кто знает, в чем ее суть? — Никогда и ни при каких обстоятельствах не отказывать в помощи никому, кто в ней нуждается. — Не навредить. — Не стать соучастником убийства путем умышленного назначения неправильного лечения Итак, медицина… Учеба сложная, работа страшно ответственная. Человек, рискнувший сделать свой выбор в ее пользу, должен обладать определенными качествами — как чисто личностными, так и профессиональными. Как на ваш взгляд, что это за качества?
Каким должен быть ВРАЧ? Если верить результатам теста, то есть вполне определенные вещи, которые вас отталкивают от медицины. Могли бы вы назвать, что ИМЕННО? — Лень, — Недостаточная подготовка, — Неуверенность в себе, — Нехватка средств — Врачи всегда становятся козлами отпущения — они всегда виноваты — Необходимость отдавать свою жизнь, в то время как своя проходит… — Состояние сегодняшней медицины… Все так. Но, в принципе, эти проблемы появились не сегодня.
И исчезнут не завтра. А болезни, к сожалению, никто не отменял. Сегодня мы с вами говорим о людях, которые не боялись ни трудностей учебы, ни полуголодного существования, ни каждодневного — заметьте — ненормированного тяжкого труда. Выступления комментирующих. Вот какая все-таки неточная штука — слова.
Они зачастую передают информацию, но за ними совершенно не видно человека. Говорили же древние мудрецы: «Стоя на коленях перед ВЕЛИКИМ, ты никогда не увидишь его глаза». Посмотрите в глаза великим. Ведь они прежде всего — ЛЮДИ…
Будет уместно послушать, что говорят о начале своей медицинской деятельности сами наши герои — так ли все было просто… Чехов. Вересаев.
Булгаков. Обсуждение увиденного: Спасибо людям, проделавшим такую большую поисковую работу. А теперь у меня к вам есть вопросы: 1. Три врача. Три психотипа. Чем они между собой схожи? 2. В чем их разница?
3. Что доминирует в отношении к профессии: чувство ДОЛГА и ДЕЛА, сострадание, боязнь потерять лицо? Кому эти черты более присущи? 4. Каково отношение к пациентам ? 5. Как они реагируют на условия работы, недосыпание? Как переносят усталость?
6. Кто из них наиболее уравновешен и уверен в себе? 7. Кто и как реагирует на возможность врачебной ошибки? 8. Что заставляет Булгакова-врача принимать неожиданно смелые решения? 9. Что вызывало наибольшую тревогу у Вересаева?
10. Где и в каких произведениях отразились медицинские впечатления авторов? 11. У кого, на ваш взгляд, самые яркие медицинские описания?
12. Чей текст наиболее изыскан? 13.
Кто и как показывает коллег-врачей? 14. Какие проблемы — социальные, этические, профессиональные поднимаются в произведениях этих авторов и каким именно образом?
Все эти люди, безусловно, были хорошими врачами, судя по воспоминаниям современников. Так почему же они ушли из медицины, как по-вашему? — Чехов практически не прекращал врачебной деятельности. Он успешно совмещал два этих трудовых потока.
Именно ему принадлежит остроумная фраза, что «Литература — это жена, а медицина — любовница… Если надоела одна, я иду к другой… ни та, ни другая не в обиде. В любом случае, мне всегда есть, где переночевать…» — Вересаев, скорее всего, сломался от собственной неуверенности… от неуверенности в правомерности своих действий.
Он больше других боялся навредить. — Его «Записки врача» — просто крик. На мой взгляд, он боится причинить боль, поставить пациента в неловкое положение. — Это уже та интеллигентность, которая парализует способность действовать. — На самом деле, его подкосила история о том, как в Херсонской губернии на эпидемии холеры озверевшая толпа забила насмерть персонал земской больницы. — Ужас от того, насколько он и его представления о долге, о чести и совести далеки от народа. — Разница уровня. — Чувство, что больно все общество, а у него не хватает ни сил, ни образования что-то изменить. Ну, хорошо. А вот, судя по «Запискам юного врача», Булгаков оказался хорошим врачом.
В меру рефлексирующим, с адекватной самооценкой, с хорошей реакцией, мастер стремительной диагностики… Почему же его медицинский стаж не дотягивает и до 2-х лет? — Может, потому, что слишком остро воспринимал окружающее? Эти записки — просто целая жизнь. Получается, что он умеет не только лечить, но и ВИДЕТЬ. — Появляется необходимость передать свои впечатления другим? — Вообще, похоже, что Булгаков — личность интровертированная, он не нуждается в постоянном потоке впечатлений, ему достаточно было этих двух лет, чтобы набрать впечатлений на целую жизнь. — Морфий… Мы почти исчерпали тему сегодняшнего урока. Информации было очень много, поэтому сейчас мы проверим, как вы ее восприняли. Понятно, что это лишь поверхностное соприкосновение с лишь одной из множества граней проблемы.
Медицина действительно подарила литературе множество замечательных имен — и не только у нас, но и во всем мире Их больше сотни — очень известных писателей, которые начинали лечить людей, но стали врачами человеческих душ. Абэ, Кобо Буссенар, Луи Дойль, Артур Конан Януш Корчак Лем, Станислав Моэм, Уильям Сомерсет Рабле, Франсуа Сергей Лукьяненко , автор отличной фантастики Поэт Александр Розенбаум Врач из Карачаево-Черкессии, поэт Тимур Шаов Врач Скорой помощи, писатель-драматург Григорий Горин Можем ли мы придти к какому-нибудь единому выводу — как, когда врач становится писателем?.. Когда ему есть, что сказать людям? Когда его переполняют впечатления? Или когда он понимает, что больно все ОБЩЕСТВО?.. а чувство личной ответственности таково, что он не может пройти мимо этого тяжелого больного, он должен хотя бы попытаться оказать ему посильную помощь.
Конечно, никакого урока не хватит, чтобы охватить такую громадную и глубокую тему. Времени осталось совсем мало — пора подводить итоги. Круг замкнулся. Стал ли вам понятен наш первый эпиграф?
Смогли мы работать сегодня согласно нашему второму эпиграфу? Оправдались ли наши ожидания? Смогли мы увидеть известных писателей ИНАЧЕ? Какие уроки они позволили нам извлечь из своих побед и ошибок? 1. Врач способен глубже понять человека — поэтому его наблюдения неоценимы в литературе.
2. Врачу необходима самореализация — сброс впечатлений и эмоций. 3. Врач способен к обобщениям — симптомы болезни человеческой легко переносятся на организм общества. 4. Произведения, написанные врачами, имеют убийственную социальную остроту и востребованность. 5. Врачу чаще всего присуще спасительное чувство юмора. Пусть юмора специфического, слегка черноватого, но оно тоже лечит.
Так, бывший врач Скорой помощи, писатель-сатирик, драматург Григорий Горин, когда-то вспомнил слова выдающегося английского врача XVII века Сиденгема: «Прибытие паяца в город значит для здоровья жителей гораздо больше, чем десятки мулов, нагруженных лекарствами». Вот его совет, нашего мудреца-современника Оценки за урок Домашнее задание: прочитать воспоминания И. Одоевцевой «На берегах Невы»
Урок внеклассного чтения в 11-б классе по теме «ПИСАТЕЛИ-ВРАЧИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»