Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания — грамотного ответа на вопрос: «Почему и в послевоенное время возникают произведения в войне?» Согласны ли вы с тем, что эта тема еще долго будет актуальной?
II. Мотивация познавательной деятельности учащихся
1. Слово учителя (с обращение к фотографии «Пискаревское кладбище»)
Эпитафия на центральном памятнике кладбища гласит:
«Здесь лежат ленинградцы —
Мужчины, женщины, дети,
Рядом с ними — солдаты-красноармейцы».
Мы обращаемся сегодня к одной из самых тяжелых страниц Великой Отечественной — к рассказу в Ленинградской блокаде.
В этого кладбища — непривычный вид: маленькие плитки с датами на огромном пространстве. Это братские могилы.
Сюда приходят не только в памятные даты, приезжают не только экскурсионные автобусы. Это память сердца.
И есть еще памятник — в начале Дороги жизни. Здесь начинался спасительный для многих путь на Большую землю. В первую очередь вывозили больных и детей. Дети в блокаду становились взрослыми раньше своих лет.
Один из блокадных мальчиков, поэт Юрий Воронов так сказал об этом:
В блокадных днях мы так и не узнали, Границ юностью и детством где черта. Нам в сорок третьем вещали медали
И только в сорок пятом — паспорта.
Мы сегодня читаем рассказ Юрия Яковлева в блокадной девочке, написанный, как бы от лица другой маленькой ленинградки. Рассказ написан в послевоенные годы. Наша задача — увидеть, как память связывает поколения, как она помогает научит нас чувству родины.
III. Работа над темой урока
1. Чтение текста рассказа учителем с небольшими остановками для комментариев и вопросов
Учител ь. Обратите внимание на эпиграф.
Мы привыкли, что эпиграф — это сроки, заключающие основную мысль произведения. В данном случае это указание на тему.
А) Первая страница
— «В меня есть подружка Таня Савичева…» Что значит — «в Танино время»? Кто такая для Тани Савичевой Валя Зайцева?
— Откуда Валя так подробно знает Талине? Кто мог ей это рассказывать?
— Почему, хотя Таню вывезли по Дорогое жизни, Валя говорит, что ее убили фашисты?
Б) Вторая страница — до «За 40 копеек»
— Зачем Валя Зайцева пришла на Дорогую жизни?
— Почему Валю оставили на строительстве памятника?
В) Третья и четвертая страницы вот «Я взяла у руки Танин дневник…»
До «И полочка сломалась»
— Можем ли мы сказать, что Вале тяжело было писать Таниным почерком?
— Знала ли Валя в смерти Тани раньше?
— Почему же теперь ей было очень трудно? (Она писала Таниным почерком Танин дневник и как бы перевоплощалась в Таню; она слишком хорошо — по рассказам соседей — знала близких Тани, и они били для нее не абстрактными, а конкретными людьми.)
— Что было для Валы самым тяжелым? (Писать слово «умер»: «…бетон бил жидкий, вон наползал на буквы. И слово «умер» исчезло. Мнет не хотелось писать его снова». «Я очень устала писать слово «умер»»)
— Почему на одной из страниц дневника вообще нет этого слова? ( Там в маме: «не хватило сил написать»)
— Что произошло, когда Валя дописала последние слова?
Г) Чтение к конца
— К какому выводу приходит героиня рассказа?
— Согласны ли вы с девочкой?
2. Развитие речи. Устное рисование
Задание: Описать по воображению памятник, в работе над которым помогала Валя Зайцева. (После ответов учащихся сравнить описание учеников с фотографиями.)
3. Беседа с учащимися
— Можно ли назвать этот рассказ «путешествием во времени»?
— Что нового появляется в послевоенных произведениях на военную тематику? (Связь поколений, осмысление из будущего)
— Какой стиль речи преобладает в рассказе и почему?
4. Проведение ролевой игры » Я — режиссер»
Задание: Представьте себя, что вы — режиссер и снимаете фильм по данному рассказу. Выберите фрагменты для съемки и расскажите в нем по плану:
1) краткое содержание фрагмента;
2) крупный план;
3) звук;
4) цвет.
Мотивируйте предположительный подбор актеров.
IV. Чтение стихотворений в Великой Отечественной войне наизусть по выбору учащихся
V. Подведение итогов урока с использованием приема «Свободный микрофон»
— Что дало нам сегодня знакомство с рассказом Ю. Яковлева?
— Возникает ли у вас подобное чувство сопереживания, сопричастности к событиям, когда вы читаете книги, смотрите фильмы?
VI. Домашнее задание
Подготовиться к грамотному ответа на вопрос: «Что нового вошло в мою жизнь во время чтения произведений, посвященных Второй мировой войне?»
Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»