Урока на тему — Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава»
Комментированное чтение третьей части и «славы»
Учитель читает плач Ярославны обязательно на древнерусском языке.
После того как ученики выскажут свои впечатления от звучания плача, прочитаем его в переводе на современный русский язык:
«На Дунае Ярославнин голос слышится, чайкою неведомой она рано кличет. «Полечу, — говорит, — чайкой по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».
Ярославна с утра плачет на стене Путивля, причитая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, так сильно веешь? Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?»
Ярославна с утра плачет на стене города Путивля, причитая: «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе ладьи Святославовы до стана Кобякова. Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море».
Ярославна с утра плачет в Путивле на стене, причитая: «Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждою им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло»».
К каким силам обращается Ярославна? Почему она обращается к силам природы? Какими словами она описывает ветер, Днепр и солнце?
В чем, по вашему мнению, особая выразительность плача Ярославны?
Как вы думаете, близка ли печаль Ярославны современным русским женщинам?
Читаем выразительно вместе с учениками плач Ярославны.
Читаем повествование о бегстве Игоря из плена.
— Как вы думаете, почему автор создает сцену разго Вора Игоря с рекой Донцом?
Юноша Ростислав — князь Ростислав Всеволодович, брат Владимира Мономаха, утонул в Стугне (приток Днепра) в двадцать два года.
Описание погони Гзака и Кончака за Игорем. «Опутаем мы соколенка красной девицей» — женим пленного сына Игоря на половецкой княжне.
В концовке мы вновь видим обращение к традициям дружинной поэзии, встречаем имена Бояна и Ходыны, «песнотворцев старого времени Ярославова». Автор делает композицию кольцевой.
Фраза «Страны рады, города веселы» композиционно перекликается с фразой, завершающей первую часть «Слова…»: «Унылы городские стены, и веселие поникло». Заключительные строки написаны в жанре «славы» — торжественной песни, прославляющей князей.
V. Особенности композиции. Роль рефренов
Эвристическая беседа
— Каковы принципы композиции «Слова о полку Иго-
Реве»?
Вспоминаем, что, помимо зачина, основной части и концовки, основная часть делится еще на три части.
— Какие жанры мы встречаем в «Слове…»?
В зачине — образцы дружинной поэзии (образ Бояна), в первой части — воинская повесть. Вторая часть — жанр «слова» (торжественное красноречие), третья часть — плач, повествование, в концовке — «слава».
Первая часть — эпическая (повествование).
Вторая часть — публицистическая (выступление оратора).
Третья часть — лирическая (плач) и эпическая.
— Как вы думаете, что объединяет такие разнородные по
Содержанию и жанровым признакам отрывки в одно целое?
Ответы учеников: любовь к родной земле, забота о судьбах русских людей.
— Как вы думаете, какой композиционный прием помо Гает скрепить различные части текста?
Обратимся к рефренам. Для произведений устного народного творчества характерны повторы. Автор «Слова…» использует повторы в качестве своеобразных скрепов, которые держат композицию всего произведения (будем называть их рефренами). Коллективно найдем несколько рефренов (см. ниже текст 1-го задания для самостоятельной исследовательской работы).
Логика изучения художественного произведения требует проведения семинарского занятия по теме: «…Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, — основной художественный образ «Слова…»» (Д. С. Лихачев). На таком занятии необходимо подвести итоги работы в классе, представить выводы учеников, которые выполняли самостоятельную исследовательскую работу. Надеемся, что в классах гуманитарного профиля педагоги смогут выделить время на подобное занятие.
Самостоятельная исследовательская работа
Задание 1
Выписать из текста «Слова о полку Игореве» рефрены в порядке их следования.
Комментарий
Эта работа поможет усвоить содержание, лучше разобраться с композицией «Слова…», повторить текст всего произведения. Рефрены словно переплетаются между собой, создавая особый колорит, придавая цельность произведению.
/ . Зачин
II. Основная часть 1. Первая часть
«…Ища себе чести, а князю славы». «О Русская земля! Уже за холмом ты!» «Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю — славы».
О Русская земля! Уже за холмом ты». «…А храбрые русичи перегородили червлеными щитами». «Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось».
«А Игорева храброго полка не воскресить!» «Унылы городские стены, и веселие поникло».
2. Вторая часть
«…За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»
«…За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»
«А Игорева храброго полка не воскресить!»
«…За землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»
«Приуныли голоса, сникло веселье».
3. Третья часть
«Уныли цветы от жалости, а дерево в тоске к земле приклонилось».
/У/ . Концовка
«Страны рады, города веселы».
Задание 2
Найти в «Слове о полку Игореве» сравнения битвы с полем, с жатвой; найти плач «жен русских».
Найти в былинах и в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» сравнение битвы с жатвой, с полем пшеницы; найти описание плача.
Комментарий
Отрывки из «Слова о полку Игореве», в которых битва сравнивается с жатвой или полем:
«Тогда на Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили, собираясь лететь на поживу».
«Черная земля под копытами костьми посеяна, а кровью полита; бедами взошли они на Русской земле!»
«На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не на добро засеяны, засеяны костями русских воинов».
Вывод: автор «Слова…» использовал фольклорные мотивы. Русские писатели продолжили традицию творческого использования фольклорных мотивов. Пример — отрывок из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:
«Так, как будто и не бывало половины Незамайновского куреня! Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос, так их выбило и положило».
Плач «жен русских» в «Слове о полку Игореве»:
«Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать. Ни очами не увидать, а золота и серебра в руках не подержать!»»
Плач матерей по своим детям и вдов по своим мужьям в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:
«И не по одному козаку взрыдает старая мать, ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси. Не одна останется вдова в Глухове, Немирове, Чернигове и других городах. Будет, сердечная, выбегать всякий день на базар, хватаясь за всех проходящих, распознавая каждого из них в очи, нет ли между ними одного, милейшего всех. Но много пройдет через город всякого войска, и вечно не будет между ними одного, милейшего всех».
Плач — это фольклорный жанр. Автор «Слова…» создает удивительный по выразительности и красоте образец плача — плач Ярославны, и в этом тоже близость «Слова…» к фольклору.
Урока на тему — Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава»