Уроки 6-7 (развитие связной речи). Доклад
Цель уроков: познакомить учащихся с особенностями доклада; формировать умение самостоятельно готовиться к устному выступлению — докладу. Материал для словарно-семантической работы: импровизация, лаконичный, емкий, тщательно. Основное содержание уроков. I.
Ознакомление с особенностями доклада как одного из видов устного монологического высказывания по книге «Развивайте дар речи: факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII кл.)». Пособие для учащихся Ю. И. Равенский, П. Ф.
Ивченков, Г. А. Богданова, С. А. Никольская. Сост. Т.
А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. — 3-е изд.
, перераб. — М.
, 1986. Необходимый материал учитель может найти также в пособии «Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII-VIII кл.)»: Пособие для учителей Т. А. Ладыженская, Ю. И. Равенский, П.
Ф. Ивченков и др. Сост.
Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова.
— 2-е изд., испр. — М.
, 1982. II. Формирование умения самостоятельно готовиться к устному выступлению — докладу.
1. Коллективный анализ образцов ученических докладов, подготовленных в предыдущие годы. 2. Выполнение упр. 20, 21 из пособия «Развивайте дар речи…» Домашнее задание к уроку 6: упр. 22 из пособия «Развивайте дар речи…» (подготовить доклад на тему «Что такое хорошее устное выступление»). На уроке 7, посвященном этой теме, прослушиваются и анализируются подготовленные учащимися доклады. Домашнее задание: упр. 23 из пособия «Развивайте дар речи…» (подготовить доклад на тему «Синонимия в русском языке»). Можно предложить учащимся подготовить доклады и на другие лингвистические темы (с использованием книг о языке, адресуемых школьникам). Урок 8.Различение на письме Не и Ни. Материал для словарно-семантической работы: приторность, притягательный, студеный. Основное содержание урока. I. Систематизация и обобщение сведений о различении Не и Ни по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 146-147, 231), о правописании Ни по пособию В. Ф. Грекова и др. (§ 59). II. Совершенствование умений различать на письме Не и Ни, правильно писать их со словами. 1. Выполнение упр. 325, 326(1) из пособия В. Ф. Грекова и др. 2. Объяснение употребления частиц Не, ни и приставок Не-, ни-. 1. Как во всяком произведении природы, так и в созданиях искусства не должно быть ничего ни недоконченного, ни недостающего, ни излишнего, но всякая черта, всякий образ и необходим и на своем месте. (В. Белинский). 2. Я никому не верю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. (К. Паустовский). 3. Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого. (Н. Гоголь). 4. Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней мере простым, но честным трудом, тот может считать свою молодость бесследно утерянною, как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. (Д. Писарев), 3. Диктант с грамматическим заданием (указать, чем является Ни: частицей, приставкой или союзом, объяснить постановку знаков препинания при однородных членах предложения). 1. Ни звезд блестящих, ни луны на небе нет; и тишины ночной никто не нарушает. (А, Кольцов), 2. Как бы трудно ни отрывался человек от привычного места, какую большую часть сердца ни оставлял бы там, а есть в самой дороге утешение, и надежда, и зовущая радость. (В. Панова), 3. Взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небе), на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, (А. Чехов). 4. Ни один не колыхнется на березках лист. (А. Пушкин). 5. Никем не потревоженными снег лежит волнистыми сугробами, покрыв ает деревья пушистыми шапками. (С. Маршак). 4. Комментированное письмо (определить: Е или И надо писать на месте пропусков, объяснить слитное и раздельное написание Не и Ни со словами). (Н..)слыхать (н..)чьих голосов. (Н.. )кто (н..)о чем (н..)подозревал. (Н..)хочу вас (н.. )чем огорчать. Обижаться (н..)на кого, (Н.. )с чем (несравнимое впечатление. (Н..)когда посетить. (Н..)разу (н..)побывал. (Ниоткуда (н.. )проникал луч солнца, (Н..)кого увидеть, (Н..)кто (н..)ощущал (н..)какой тревоги. (Н..)раз обращался. (Н.. )что. иное, как утренняя заря, (Н..)кем заменить. (Н.. )куда деться. (Н..) с кем (н..)встречался. (Н..)кому (н.. )интересное сообщение. (Н.. )говоря (н..)слова. (Н..)сколько (н..)смешной. (Н..)откуда и (н..)от кого ждать письмо. (Н..)прекращающийся (н..)на минуту дождь. 5. Объяснительный диктант. Всем известна пр.. тягательная сила родников. (Н..)один путник (н.. )может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(? )ся (н..)пр..пасть к хрустальной студе(н, нн)ой воде. И (н..)где (н.. )в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остается (н..)замече(н, нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н.. )только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (Н..)забыты родники и сейчас. Как (н..)совершенна современная система водоснабжения а родники продолжают играть свою (н..)большую скромную роль. Их воду берут для питья идут порой за (н.. )сколько километров что(бы) отведать самого лучшего напитка подаренного природой — чистой воды. (По А. Порядину). Домашнее задание: составить связное высказывание в научном стиле речи на тему «Чем различаются на письме Не и Ни», выполнить упр. 326 (II) из пособия В. Ф. Грекова и др.
Уроки 6-7 (развитие связной речи). Доклад