• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Уроки «Матрениного двора»

 

Уроки «Матрениного двора»

Начинаем беседу по рассказу с обсуждения слова «двор». От привычного ребятам значения приходим к пониманию того, что в заглавии рассказа имеется в виду «дом» . С какими же ассоциациями связано у ребят слово «дом»? , добро, любовь…)

Затем открываем афоризмы, предварительно написанные на доске и закрытые во время обсуждения первого вопроса:

«Дом там, где наше сердце» .

«Есть дома с чрезвычайно красивым фасадом и очень дурным расположением. Есть другие — неправильные снаружи, но жить в которых так уютно. То же самое и люди» (В.

Федорович).

«Дом человека — его замок» .

«Тот счастливейший из всех, будь то король или крестьянин, кто обрел мир в собственном доме» .

«Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там» .

— Как вы понимаете высказывания великих людей? Чем им дорог дом?

— Рассказчик Солженицына тоже пытается найти свой дом. Почему ему приходится его искать?

— Где он пытается найти дом?

— Как вы понимаете это выражение?

— Прочитайте описание дома, в который попадает рассказчик. Почему он не хочет никуда больше селиться? Почему ему здесь хорошо?

— Поэтично звучит название села, и так же поэтично, по-русски, по-деревенски, зовут хозяйку избы — Матрена. Какой прием использует Солженицын при их описании?

— Почему возникло такое противопоставление?

— Какой мы видим Матрену при первой встрече? Только ли болезнь виновата во всех бедах? Что пришлось пережить Матрене в своем доме? Чем была заполнена ее жизнь?

— Почему же дом — святая святых — стал разрушаться? Кто скрашивает одиночество героини?

— Кто виноват в бедственном положении людей в деревне? Выберите правильную, с вашей точки зрения, версию: 1) форс-мажорные обстоятельства ; 2) сами люди, погрязшие в бедности и не стремящиеся из нее вырваться; 3) бесконечная покорность и терпение народа; 4) равнодушие, злоба среди людей; 5) государственное устройство, власть, для которой простые люди — крепостные; 6) изуродованные отношения между родственниками.

— Наверное, во многом виноваты сами люди, но и власти уже многие годы в России «оторваны от народа». Докажите это текстом повести.

— К чему все это ведет? Меняются люди или остаются прежними? Докажите примерами из текста.

Затем обращаемся к новой серии афоризмов . Предложим ребятам выбрать те из них, которыми можно рассказать о Матрене и людях, ее окружающих, и объяснить свой выбор.

«Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам» . «Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию» . «Только сердце делает человеком — все остальное вздор» . «Человек хуже зверя, когда он зверь» . «Алчная душа всем злым делам начало» . «Дурной умысел против того и оборачивается, кто его замыслил» . «Коль совершил зло, пусть хоть оно исправит тебя» . «Побудительные причины — вот что определяет ценность человеческих поступков: благородно только то, что бескорыстно» . «Когда исходят из выгоды, то множат злобу» . «Сильные люди всегда просты» .

Обсуждение вариантов всегда бывает очень увлекательным, поэтому нужно запланировать достаточно времени для этой работы. Она станет прологом к постановке проблемных вопросов.

— Сильный ли человек Матрена? Если да, то в чем ее сила? Плиний Младший утверждал, что «хорошие люди слабее плохих». Согласны ли вы с этой мыслью?

Может быть, философ прав, ведь Матрене не оказалось места среди ее односельчан?

— Одно из названий повести — «Не стоит село без праведника». Кто же такой праведник? Назовите черты, присущие такому человеку Почему рассказчик называет праведником Матрену?

— Как вы считаете, есть ли сейчас люди, похожие на Матрену?

Домашнее задание. Сочинение «Нужны ли такие люди, как Матрена, моим современникам?».

Елена Юрьевна Котынова, Учитель русского языка и литературы МОУ «Педагогический лицей» г. Великие Луки


Уроки «Матрениного двора»

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание «Матрениного двора» Солженицына Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это...
  2. Сочинение рассуждение уроки фпанцузского — уроки доброты. Из рассказа распутина уроки французского Уроки французского»Рассказ В. Г. Распутина, написанный в недалеком, но уже столь непонятном для нас, нынешней молодежи, прошлом, порой трогает до...
  3. Нужно сочинение на тему уроки доброты. Рассказ распутина — уроки французского Распутин: «Уроки французского» Каждый из нас проводит за школьной партой 11 лет. Много знаний мы получаем за это время, некоторые...
  4. Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения «Уроки французского». Распутин написал...
  5. Краткое содержание «Скотного двора» Оруэлла Мистер Джонс владеет фермой Манор неподалеку от городка Уиллингдон в Англии. Старый боров Майор собирает ночью в большом амбаре всех...
  6. Почему повествование начинается и заканчивается описанием Мелеховского двора? «Мелеховский двор — на самом краю хутора», — так начинается знаменитый роман-эпопея Шолохова. Через этот двор будет проходить линия обороны,...
  7. Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Уроки французского Распутин В Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Каждый из нас проводит за школьной партой...
  8. Краткое содержание рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» Повествование ведется от лица одиннадцатилетнего мальчика, оказавшегося один на один с суровой жизнью. У его матери было трое детей, и...
  9. Мои первые уроки Изучение Комедии » Ревизор» можно начать с детального рассмотрения карти­ны К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», под воздействием которой, как...
  10. Уроки «Каменного цветка» Урок 1 Слово учителя. В начале года мы знакомились с народными сказками. Но вы, конечно, знаете, что сказки часто сочиняют...
  11. Игровые уроки по Фонвизину Сегодня для многих школьников чтение «Недоросля» подобно путешествию по тому маршруту, который за них выбрали взрослые, причем выбрали, руководствуясь старой...
  12. Уроки которые я получил читая библию сочинение я листов. Вот так как то Библия — священная книга для всех христиан мира и без сомнения большинство людей обращаются к Библии, чтобы прикоснуться к ее...
  13. Вводные уроки по Тургеневу «Свидание» И. С. Тургенева. Репродукция работы Елизаветы Бем из цикла «Типы из «Записок охотника» И. С. Тургенева. 1883 г.» Первый...
  14. Уроки Библии О чем рассказывает нам притча о блудном сыне? Младший сын не захотел заниматься тяжелой работой вместе с отцом и старшим...
  15. Уроки Природи Німецький поет, мислитель, найвидатніший представник Просвітництва у Німеччині. Навчався в університетах Лейпцига та Страсбурга, де опановував літературу, медицину, право. Гете...
  16. Уроки по рассказам Андрея Платонова «Корова» и «Июльская гроза» Рассказ «Корова» Урок 1 Рассказ «Корова» читает учитель, интонационно выделяя ключевые слова, предложения. В оставшееся время учащиеся делятся впечатлениями от...
  17. Уроки по «Господам Головлевым» На уроках литературы мы воспитываем наших ребят на образцах классических произведений, подталкивая их к правильному выбору жизненных ценностей. И разговор...
  18. Бескорыстное добро учителя в рассказе Распутина «Уроки французского» «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то...
  19. Нравственные уроки сказки В. Вересаева «Состязание» В сказке В. Вересаева «Состязание» сравниваются взгляды разных людей на красоту. Прочитав это произведение, можно увидеть удивительную связь внутреннего мира...
  20. Мастерство романиста. Нравственные уроки «Преступление и наказание» — первый из серии знаменитых романов Достоевского, благодаря которым он сумел внести большой вклад в золотой фонд...
« «Евгений Онегин» — роман в стихах. Автор в системе художественных образов романа
Сочинение на тему Эгоизм ОГЭ 15.3 »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения