Усадебный мир эпохи Льва Толстого
Имя Льва Николаевича Толстого во всем мире ассоциируется с Россией, великой русской литературой и загадочной русской душой. Это вполне справедливо, поскольку в произведениях писателя чрезвычайно глубоко, тонко и точно раскрывается психология человека, максимально точно описываются быт и нравы российского дворянского класса, передается атмосфера времени и эпохи Толстого. Известно, что писатель прожил долгую жизнь — практически его можно назвать «свидетелем века».
На собственном опыте он прочувствовал Крымскую войну, пережил крепостную реформу, социальные и политические потрясения конца 19 века. Все это, безусловно, отразилось в творчестве Толстого, который пытался показать и проанализировать то, чему он был свидетелем, что волновало и тревожило его душу. Начиная с ранних «Севастопольских рассказов» и заканчивая знаменитейшими «Войной и миром», «Анной Карениной», «Воскресеньем» — везде писатель раскрывал важные вопросы своей эпохи — философские, нравственные, социальные.
Именно за это Толстого любят и ценят во всем мире. Однако не только глубина и важность затронутых проблем ставят этого писателя на высокий пьедестал. В своих произведениях Толстой сумел передать то, что сам так любил и ценил, — дух дворянской усадьбы, быт и нравы русской дворянской семьи, ту неповторимую атмосферу, в которой воспитывался сам и которую стремился упрочить в своем родовом поместье Ясная Поляна. Так, в повести «Детство» Толстой рисует почти идиллическую картину, которая основывается на автобиографическом материале. В центре повествования — маленький мальчик Николенька, его внутренний мир и его семья, которая выстраивает этот мир.
Отношения с матерью, отцом, братьями и сестрами, гувернером и няней — все это формирует героя, закладывает его характер, определяет будущее. Атмосфера любви, ласки и тепла, а также высокой человеческой культуры пронизывают все страницы повести «Детство». Тот же «семейный колорит» мы наблюдаем и на страницах романа «Война и мир». Две семьи в этом произведении Толстой определяет как положительные, правильные, достойные примера и подражания.
Безусловно, на первом месте для самого писателя здесь стоит семья Ростовых, их традиции, привычки — дух их семьи, родового гнезда. Ростовы — идеал семейного бытия, основанного на добрых отношениях между близкими людьми. Они легко переживают неурядицы, в их отношениях друг с другом нет места холодной рассудочности. Кроме того, они близки к национальным традициям: гостеприимны, нерасчетливы, любят деревенскую жизнь, народные праздники.
Вспомним, что в 1812 г. Ростовы принимают нелегкие решения: соглашаются отпустить Петю в армию, покидают Москву, отдают подводы раненым. Одним словом, они живут интересами нации. «Фамильные» черты Ростовых — искренность, открытость, простодушие, внимательное отношение к людям. Эти качества свойственны и старшему, и младшему поколению семьи, они «передаются» по наследству.
Важно, что «мысль семейная» в романе неразрывно связана с проблемой воспитания. Юность многих героев романа, особенно молодых Ростовых, — счастливая и беззаботная пора, с которой им жаль расстаться. Наташа говорит Николаю после охоты в Отрадном: «Я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь». В основе толстовской педагогической концепции лежат принципы Ж.-Ж. Руссо.
Воспитание должно быть «естественным», незаметным, детей нельзя «держать строго». Слишком «рассудочный» подход к ним способен даже в дружных семьях привести к нежелательному результату. В самом деле, Вера, единственная из всех Ростовых, производит неприятное впечатление, несмотря на красоту, хорошие манеры и «правильность» суждений. Она поражает своим эгоизмом и неспособностью войти в контакт с людьми.
Оказывается, ее «совсем иначе воспитывали», чем Наташу, которую мать балует. Ростовы и сами понимают свой промах. «Я старшую держала строго», — сетует графиня. «Что греха таить, … графинюшка мудрила с Верой», — вторит ей Илья Андреевич. Именно «ростовский» принцип воспитания в полной мере отразился на младших детях. Мы видим, что у старших членов этой семьи нет каких-то особых педагогических методов, их общение с детьми — стихийный «руссоизм».
Ростовы легко допускают баловство и проказы, развивающие в детях непосредственность и жизнерадостность, свойственные и старшему поколению. Именно поэтому Наташа Ростова, например, является воплощением «живой жизни». Ее главные качества — удивительная искренность и непосредственность, любовь к людям. Душевная щедрость и чуткость постоянно проявляются в поступках этой героини и в ее отношениях с людьми. Наташа всегда готова к общению, душевно расположена ко всем людям и ожидает ответной доброжелательности.
Даже с малознакомыми людьми она быстро достигает максимальной откровенности и полного доверия, располагая к себе улыбкой, взглядом, интонацией, жестом. Неслучайно Наташа в письмах к князю Андрею не может передать того, что «привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом». Важная черта толстовской героини, «графинечки», воспитанной эмигранткой-француженкой, — органическая, инстинктивная близость национальному духу и «приемам», «неподражаемым, не изучаемым, русским». Наташа, подчеркивает Толстой, «умела понять, что было… во всяком русском человеке».
Брат Наташи, Николай, несмотря на свое легкомыслие и любовь к «красивой жизни», способен нести ответственность за свой поступки, за семью и судьбу своих близких. Так, проиграв большую сумму денег, он попытался возместить ущерб, сократив деньги, идущие на его содержание. Позже, когда Ростовым грозило разорение, Николай решил заняться хозяйством, хотя военная служба казалась ему более приятным и легким занятием.
Таким образом, усадебный мир эпохи Л. Н. Толстого неразрывно связан с атмосферой дворянской семьи, высокой культуры, переплетенной с народными традициями. Любовь, теплота, искренность, нацеленные на окружающих, на весь внешний мир, — вот что определяет эпоху усадебной жизни времен Л. Н. Толстого.
Усадебный мир эпохи Льва Толстого