Утверждение извечных этических ценностей в баснях Леонида Глебова
Литературное наследие Леонида Глебова очень богато — от песенно-лирических произведений до стихов-загадок, шуток. Работал выдающийся украинский писатель в околице художественной прозы. Но наибольшее признание он получил как непревзойденный баснописец, который правдивым художественным словом преданно служил интересам своего народа. Поэтому басни Л. Глебова стали своеобразным символом добра и благородства, так как, черпая от народа мудрость, учили добропорядочности, чести, достоинству и другим извечным морально-этическим ценностям.
Такой является басня «Рисованный столб», написанная в 1891 году. Острая и злободневная по смыслу, она выступает против тех, кто, оторвавшись от своего «корня» — народа, предавал его, демонстрировал равнодушие к его интересам, становился черствым, бездушным Столбом. Для украинцев культ родительского корня всегда был святым, поэтому люди, которые пренебрегали им, вызывали к себе чувство пренебрежения. Родительские корни — это высочайшая ценность в жизни человека; с них и вырастает любовь к своему народу и своей земле. Для того, кто ради «рисованной» красоты отрывается от него, «мир не тот» и «судьба отреклась». Столбу Л. Глебов противопоставляет волшебную природу, преисполненную жизни, и этот контраст еще больше усиливает поучительную мораль басни.
Морально-этическая проблема поднимается и в басне «Песик», где сатира баснописца направлена на высмеивание лакейства, паразитизма, лицемерия, эгоизма и прислужничества. Интересно, что, изображая двух собак, автор дает одной кличку Бровко, а вторую обобщенно называет Песиком (он даже собственного имени не достоин, так как не заслужил его из-за паразитически — эгоистического образа жизни). Общеизвестно, что украинцы всегда прославлялись своим добросовестным трудолюбием. Таким является Бровко: он честно несет свою службу: «Двор стерегу и день, и ночь», хотя почета за свое верное служение не имеет, ему приходится терпеть издевательство от хозяина. Песик живет сытой и паразитической жизнью:
И мягко спать мне, и мясо можно есть,
И бегаю не в сорняках,
Сухенькие лапки, хвостик чистый…
Какая же цена этому «счастью»? Басня определяет ее словами Песика: «На задних лапках я по-ученому служу». И Глебов неслучайно вкладывает в слова этого бездельника фразу: «Я то делаю, чего ты не сумеешь». И этим самим подчеркивает, что честному труженику не присущ такой угоднический и паразитический образ жизни. Кроме того, как и в «Рисованном столбе», мы выразительно ощущаем тему пренебрежения своим прошлым ради сытой и «рисованной» жизни. Более того, баснописец будто предостерегает, что однажды уступив моральными нормами, такие «песики» способны причинить вред и другим: «Дернет и Бровка, когда захочет».
Чрезмерная самоуверенность, высокая самооценка и преувеличение собственных возможностей, которые в народе определяется одним словом — спесь, осмеяны в басне «Жаба и Вол». Эту тему Л. Глебов затронул не случайно, так как она очень близка и понятна украинскому народу, который отмечается своей вежливой скромностью. Мне кажется, что даже образ Вола олицетворяет в себе здоровую силу и мораль народа, его трудолюбие. А вот Жаба (образ, далекий от уважения), как бы ни старалась, не могла сравниться с ним. Мораль басни автор определил сам: «…лучше жить, как милосердный Бог дает». И хоть любой из нас стремится достичь большего, нельзя ставить к себе и к жизни чрезмерные требования.
Мы видим, что во всех баснях, которые разоблачают нарушение морально-этических норм, звучит искренняя любовь к человеку — творцу добра на земле.
Утверждение извечных этических ценностей в баснях Леонида Глебова