«В подлинной трагедии должны прийти в столкновение с обеих сторон правомерные нравственные силы»
Гегель утверждал: «В подлинной трагедии должны прийти в столкновение с обеих сторон правомерные нравственные силы». Эту мысль можно развить на примере «Антигоны».
Трагедия написана на мифологический сюжет фиванского цикла. Она не входит в состав трилогии, как это было у Эсхила, а представляет собой вполне законченное произведение. В автор показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.
В трагедии «Антигона» Софокл вскрывает один из глубочайших конфликтов современного ему общества — конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Религиозные верования, уходящие своими корнями в глубь веков, в родовую общину, предписывали человеку свято чтить кровно-родственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников.
С другой стороны, всякий гражданин полиса обязан был следовать государственным законам, которые иногда резко противоречат традиционным семейно-родовым нормам.
Креонт — сторонник неуклонного соблюдения законов государственных, писаных. Антигона же превыше этих законов ставит законы семейно — родовые, освященные религиозным авторитетом. Поэтому она и хоронит брата Полиника, хотя государственный закон это и запрещает, потому что Полиник — изменник родины и недостоин чести быть погребенным и оплаканным.
Антигона же ради брата, кровного родственника, должна сделать все, что предписывают законы, установленные богами, т. е. должна похоронить его с соблюдением всех обрядов. Для мужа, по словам Антигоны, она не пошла бы на нарушение государственного закона, потому что муж — не кровный родственник.
Креонт не считается с традиционными родовыми законами и приговаривает Антигону, нарушившую государственный закон, к смертной казни.
Софокл сочувствует Антигоне и изображает ее с большой теплотой. Великий трагик хотел сказать своим произведением, что для счастья граждан полиса необходимо единство между государственными и семейно-родовыми законами. Но так как классовое государство времен Софокла было далеко от его идеала, то Софокл не только сочувствует Антигоне, но изображает Креонта в виде деспота и тирана, прикрывающего личную жестокость словами о благе государства.
Осуждение привело Креонта к раскаянью и самобичеванию.
«В подлинной трагедии должны прийти в столкновение с обеих сторон правомерные нравственные силы»