В поединке с действительностью, которую побеждает человек
Сочинение по роману Альбера Камю » Чума». На протяжении своей недлинной жизни Альбер Камю находился в мучительных поисках смысла человеческого существования. Материальный мир он рассматривал как постоянную угрозу нашей жизни, выход из абсурдности которого видел в поисках гуманизации «человеческой ситуации в мире». Он считал, что даже тогда, когда кажется, что у человека нет выхода, она должна хотя бы попробовать сохранить уважение к себе, к своему делу, «на которую обрекает ее слепая судьба». Роман «Чума» — это философский роман-притча, в котором автор рассказывает не только об ужасной эпидемии чумы в Алжире, а и о борьбе европейского Сопротивления против фашизма, о борьбе с любым злом вообще. Это произведение многоплановое, так как автор описывает лишь событие чумного года в Оране, ужасной эпидемии, которая толкнула граждан в бездну страданий и смерти, а философский подтекст имеет на внимании коричневую чуму, как называли фашизм в Европе. Т. е. чума в Камю ассоциируется с смертью вообще, неотделимую от бытия, которая всегда его сопровождает. Человеческая судьба, по мнению автора, с самого начала погубленная, трагическая, так как зло одолеть невозможно, но если все вместе будут бороться с этой напастью, то положительные результаты могут привести к улучшению ситуации.
В своем романе Альбер Камю в форме хроники, написанной доктором Рием, человеком, который признает лишь факты, не удаваясь к романтическим чувствам или художественному украшению, описывает ужасную картину страданий и смерти. Доктор Рие по своему характеру — человек серьезный, немногословная и неэмоциональная, так как руководствуется собственным умом, трезво оценивает ситуацию. Он понимает, что там, где паника, где сплетни, не может быть настоящего дела. Выполняя свою обязанность врача, помогая больным, этот человек рискует собственной жизнью, и ни разу он не подверг сомнения свою роль в борьбе с этой ужасной болезнью и злом вообще. Именно через его мировосприятие, т. е. через его раздумья, мы узнаем о реальном развитии событий, о поступках других людей. Вокруг доктора Рие сплачиваются другие герои романа — Тарру, Гран, Рамбер. Тарру, как и Рие, выполняют свои профессиональные и человеческие обязанности, пренебрегают собственной безопасностью, семейным уютом, супружескими чувствами. Именно устами Рие и Тарру чаще всего говорит автор. Они воспринимают чума, т. е. зло, как что-то неотделимое от человека, и даже тот, кто не больной, все одно носит болезнь в своем сердце. Наверное, не случайно Камю решил описать именно эпидемию чумы, так как чумный вибрион может на протяжении десятков лет спокойно где-то притаиться, но при определенных условиях дает о себе знать.
Дела задержали в зачумленном алжирском Оране парижского журналиста Рамбера. Сначала он, опасаясь за собственную безопасность и счастье, рвался домой, к любимой женщине. Как надеялся он оказаться подальше от ужасных страданий и смерти! Но вскоре понял, что может быть полезным именно здесь, в аду эпидемии, и когда появилась возможность выехать, то он отказался ею воспользоваться и остался у доктора Рие. Остался потому, что иначе совершить ему не разрешило совесть, так как во время тяжелый времени «стыдно быть счастливым одному». На примере Рамбера, Грана, Панлю, матери доктора Рие автор показал реальную картину изменения психики, поступков и отношений тех, кто живое под угрозой страшной болезни и тяжелой смерти в изолированном от миру, закрытом городе. На протяжении всего романа звучит авторская мысль, которая при любых условиях, даже в обстоятельствах общего краха, человек должна исполнять свои обязанности, «она должны делать то, что нужно делать». Альбер Камю считал, что человек «должен оставаться верной человеческому в себе… должна противостоять злу даже в том случае, когда нет никакой перспективы и никакой надежды».
Только все вместе, благодаря своей солидарности, люди смогли побороть ужасную болезнь, и именно их общие действия стали ручательством победы. «Солидарность, которая возникает в процессе борьбы, душевная близость людей остаются абсолютной ценностью даже тогда, когда исторически ни к чему не ведут. Солидарность — укрепляет и возвеличивает все лучше всего в человеке…». Именно в романе «Чума» пессимизм автора относительно мира объединяется с моральным оптимизмом относительно человека: «…люди быстрее добрые, чем злые». Это произведение — гимн человеку, который должен верить у себя и при любых обстоятельствах действовать согласно своему уму, совести и понятию о чести.
В поединке с действительностью, которую побеждает человек