«В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…»
Существует мнение, что высокие образцы русской литературы давно остались позади. Последние шедевры ушли в небытие вместе с Серебряным веком. Затем наступила «власть пролетариата», затем была война, затем страна восстанавливалась…
Были писатели-середнячки, которые описывали трудовые будни советской страны. Все таланты или писали в стол, или жили в эмиграции. Но, познакомившись с творчеством В. Г. Распутина, я понимаю, что это мнение совершенно ошибочно. Так, например, рассказы этого писателя принадлежат к настоящему искусству, потому что они «современны, насущны, полезны». Рассказ «В ту же землю» затрагивает многие актуальные вопросы начала 90-ых годов 20 века.
Прежде всего, это вопрос безответственности государства, мешающего людям претворить в жизнь даже их коренное право после смерти соединиться с родной землей. Героиня рассказа Пашута пытается похоронить свою мать, приехавшую в город из деревни, да так и оставшуюся тут навеки. Но у Агафьи Егоровны не было прописки, следовательно, и нет для нее места на кладбище.
Только усилиями Пашуты, ее надеждой только на себя и на друзей, а не на государство, мать была предана земле. Пашута похоронила ее на окраине города, почти в лесу. Знаменательно, что в финале рассказа рядом с могилой Агафьи появились еще две могилы.
В одной из них лежал Сергей — человек, который помог похоронить Агафью Егоровну. Его убили какие-то криминальные авторитеты, когда он по заданию органов был внедрен в их среду. Эти неприкаянные могилы на окраине города символизируют то неспокойное и страшное время 90-ых годов.
Это могилы людей, выкинутых из жизни, преданных государством людей. Нет сомнения, что этакое стихийное кладбище будет только шириться, как будут шириться ряды обманутых и покинутых людей. Недаром в конце рассказа один из героев, Стас Николаевич, дает точную и емкую характеристику наступившему времени: «- Я тебе скажу, чем они нас взяли… Подлостью, бесстыдством, каинством. Против этого оружия нет.
Нашли народ, который беззащитен против этого. Говорят, русский человек — хам. Да он крикун, дурак, у него средневековое хамство. А уж эти, которые пришли…
Эти — профессора!» Рассказ «Василий и Василиса» повествует о других вещах — о ценностях вечных, непреходящих. В центре повествования — жизнь мужа и жены, Василия и Василисы. Как похожи их имена, так тесно сплетены и их судьбы, несмотря на то, что жить вместе они перестали где-то на середине супружеского пути. Важно, что часто главными героинями Распутина становятся именно деревенские пожилые женщины, «старухи», умудренные опытом. Они, по мнению писателя, становятся хранительницами мудрости, опыта, культуры, нравственных ценностей, без которых не может сохраниться не только человек, но и нация в целом.
Василиса, после того, как потеряла своего народившегося ребенка по вине пьяного Василия, разошлась с ним. И ни дети, ни близость супруга, даже война не смогла заставить героиню простить своего мужа. Хотя любила Василиса Василия всю жизнь. Об этом говорит ее ревность к Александре — второй жене героя. Но женская мудрость, сердобольность, чувство ответственности за все живое вокруг заставили Василису забыть свои обиды и стать опорой для всех окружающих ее людей, даже для Александры и Василия.
И еще одно подчеркивает в своем рассказе Распутин: дети — вот главное богатство и ценность для женщины. Неродившегося ребенка Василиса не могла простить Василию, из-за ребенка Александры Василиса простила ее, поняв и посочувствовав горю этой женщины. Рассказ «Женский разговор» опять выводит на первый план женские судьбы, заставляет задуматься не только о конкретных героинях, но и о вечном, бесценном: любви, жизни, добре, счастье.
Женский разговор в рассказе ведут бабушка и внучка, приехавшая к ней в деревню. Но это разговор двух культур, двух разных мировоззрений, разговор города и деревни, цивилизации и хаоса, исконной нравственности и лженравственности. Внучка Вика — городская жительница, у нее своя точка зрения на любовь, женскую судьбу.
Она проповедует силу женщины, ее активную роль в обществе и в семье, ее самостоятельность. В общем, все то, что мы давно уже слышим отовсюду — эмансипация женщин. Но Распутину гораздо ближе другая правда — правда старухи Натальи. Она, прожив не один десяток лет, сохранила способность «светить искриночкой, звездочкой». Ее рецепт женского счастья — в любви в исконно русском понимании этого слова.
По мнению Натальи, любить — это значит «жалеть, заботиться, терпеть, сопереживать, сберегать и сохранять». Что Наталья и делала по отношению ко всему миру. Поэтому-то эта женщина, сохранившая внутри себя «устою», осталась молодой, светлой, «искриночкой». Рассказы Распутина — это сокровищница не только народной мудрости, с колоссальной скоростью уходящей о нас, современных людей.
Это и кладезь народного языка, юмора. Безусловно, слова «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…» со всей уверенностью можно отнести к творчеству этого писателя.
«В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…»