Важные особенности драматургии 50-60-х годов
Важной особенностью драматургии конца 50- 60-х годов является то, что на сцене вновь заявил о себе значительный характер, человек труда и подвига.
Дронов — герой пьесы С. Алешина «Все остается людям» (1958) — личность крупная, сильная. Он не просто талантливый ученый, он — мыслитель, философ. Спор Федора Дронова с отцом Серафимом — спор о значимости человеческой личности, о смысле жизни на земле, спор не о бессмертии души, а о бессмертии человека. Успех, выпавший на долю спектакля, связан, как нам представляется, с воплощением образа академика Дронова Николаем Черкасовым.
«Бороться и создавать,- горячо убеждает Дронов. До последнего дыхания он творит, мыслит, страстно и непримиримо сражается против философии слабых, против утешительства и примиренчества, полной мерой воздавая должное горению человеческого разума.
Особое место в исканиях художнической мысли занимает ленинская тема. К созданию образа Ленина на сцене обращаются многие драматурги. Ими движет желание приблизить к людям гениального вождя, донести правду о «самом человечном человеке» до сердец все новых поколений, для которых эпоха деятельности Владимира Ильича стала уже историей.
Непревзойденное достижение драматургической Ленинианы — трилогия Н. Погодина, писателя, верного художественному осмыслению принципа историзма.
Пьеса Н. Погодина «Третья, патетическая», завершающая трилогию о В. И. Ленине, была написана накануне 40-летия Октября. «Эту пьесу… пронизывает трагическое начало болезни и кончины Владимира Ильича Ленина. Отсюда идет название патетической»,- писал драматург.
1922-1923 гг.- остродраматический момент в жизни страны и партии. Показывая гениальность ленинской мысли, исключительную прозорливость вождя при решении трудных государственных проблем, Погодин назначает впереди себя мишень изобразить Ленина «интимно», но не в традициях семейно-бытовой драмы, а с непременной проекцией в сферу политики и революционной деятельности. Владимир Ильич Ленин присутствует только в четырех из тринадцати сцен, но зритель видит перед собой и страстного политика (заводской мастер, обращаясь к Ленину, говорит: «…мне удивительно, что все свои заметки вы на политику поворачиваете»), и мыслителя-философа (его высказывания об отношении искусства к жизни, о народности искусства, о месте художника в революции), и великого гуманиста.
Важные особенности драматургии 50-60-х годов