Вечный поиск человека в поэме «Мцыри»
Главный герой поэмы — Мцыри (послушник). Это кавказский юноша, который попал к россиянам. Генерал забрал его с собой, но по дороге Мцыри заболел и был оставлен в монастыре для лечения. В разработке эпизодов и мотивов поэмы поэт использовал грузинский фольклор. В эпиграфе к произведению, взятом из Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и сие аз умираю», он указывает на трагическую обреченность героя. Вся поэма, кроме эпического начала, где рассказывается предыстория героя, является исповедью-монологом Мцыри. Он выступает и главным действующим лицом, и рассказчиком о днях жизни на свободе, которой противостоит монастырь — символ закрытого простора, вражеского открытой душе героя. Мцыри прежде всего герой действия, непосредственного поступка.
В отличие от героев пушкинских романтических поэм, он — «природный человек», который вынужден жить в неволе. Убегая из монастыря, Мцыри мечтает вернуться в родную стихию, в страну родителей, к самому себе. Однако жизнь в монастыре обозначилась на юноше: могущественный дух обречен на гибель в чужом мире, но и к воле Мцыри не приспособлен. Путь героя в открытое пространство внутренне заперт: Мцыри двигается по кругу.
Сначала природа не предает его ожиданий: он радуется, рассказывает старому монаху о первых впечатлениях от родного края, о том, что он понимал «думы» скал и духовную жизнь всей природы. Он будто слился со всей вселенной и понял смысл мироздания. Его взволновала молодая грузинка, которая встретилась на пути, он победил барса. Но он и боялся стихийных сил. Символическим выражением бесполезности желаемой гармонии стало невольное возвращение в монастырь. Трагическое бессилие героя приводит к отказу от всяких поисков. Юноша терпит поражение, но это не отменяет порывов к воле, стремления к гармонии с природой, с бытием. Уже сами по себе эти порывы являются символом непримиримого, неспокойного и мятежного духа.
Не считаясь с тем, что сила духа угасает без «пищи» и Мцыри ищет приют «в раю, заоблачном крае», он все-таки готов променять «рай и вечность» на свободную, полную опасностей жизнь в стране родителей. Страдание и тревоги героя умирают вместе с ним. Ведь желаемая воля не достигнута. Трагизм Мцыри не только в том, что он не находит конкретного пути, который ведет на родину, к свободной жизни, но и в том, что такого пути нет вообще, так как нет возвращения к историческому прошлому. В поэме «Мцыри» отражен «вечный ропот человека», его вечный поиск, беспрерывная борьба за создание и утверждение в себе и в мире высочайших человеческих ценностей, которые исторически накапливаются и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохе к эпохе. У Лермонтова много стихов — «двойников».
Напряженные поиски, энергия духовно возрастающей души приводили поэта к возвращению мотивов, тем и даже композиций стихов. Такими «двойниками» являются стихи «Монолог» и «Дума».
Вечный поиск человека в поэме «Мцыри»