Величие и ужас гражданской войны в рассказах И. Бабеля
Творчество Исаака Бабеля самобытно и уникально. Этого писателя отличает особое восприятие мира, особое видение. Можно сказать, что Бабель всегда писал о своем и по-своему.
Без сомнения, самой известной книгой писателя является его произведение «Конармия». В 1920 году Бабель добровольно вступает в ряды Первой Конной армии и отправляется на фронт. Таким образом, он становится свидетелем всего того, что позже опишет в своей книге. «Конармия» — это сборник рассказов, в центре которого стоит вопрос о соотношении нового и старого в человеке, революционного и традиционного, жестокости и гуманизма. Писатель пытается понять представшую перед ним новую реальность, пытается выявить человеческие начала в революции, ее гуманистическое содержание. Рассказчику и, вместе с ним, автору удается это сделать далеко не всегда.
Страницы «Конармии» пронизаны ужасами гражданской войны: жестокостью, насилием, разрушением традиционной культуры. Кардинальные изменения коснулись всех слоев общества: и простых людей, и интеллигентов. Рассказчик, Кирилл Лютов, близок автору по мировоззрению, уровню культуры, происхождению.
Он «принадлежит к так называемым интеллигентным людям». В армии Лютов очень одинок. Герой, получивший хорошее образование, знающий несколько языков, наделенный чувством прекрасного, попадает в среду, в которой «режут за очки».
Красноармейцы не хотят принимать героя, пока он не совершит убийство. Лютов должен убить гуся, но для него, человека, чья природа протестует против насилия, даже убийство птицы приравнивается к трагедии. Но Лютову приходится это сделать, ведь только тогда красноармейцы говорят про него: «Парень нам подходящий». Но, несмотря на это, Лютов остается чужим в толпе красноармейцев. Вся его жизнь строится на принципах морали и нравственности.
Но революция отрицает ее, заменяя новой, часто непонятной герою. Поэтому-то он не может понять, как можно спокойно осквернять церкви, совершать насилие над женщинами, жестоко относиться к пленным. Но Лютову приходится участвовать во всем этом ужасе, который каждый раз болью отзывается в его душе. Герой уверен, что он никогда не превратится в одного из тех, кто, как Василий Курдюков, может хладнокровно описать убийство собственного отца, или как Афонька Вида, бестрепетно застрелить раненого Долгушова. Но так ли это на самом деле?
Не убьет ли гражданская война и эту «чистую душу»? Лютов вынужден постоянно делать нравственный выбор. Это хорошо видно на примере рассказа «Смерть Долгушова». Смертельно раненный телефонист Долгушов просит, чтобы его добили и избавили от мучений и возможного надругательства поляков. Писатель откровенно показывает самые страшные подробности войны, натуралистические детали умирания человека.
Долгушов действительно не выживет. Его рана так глубока, что биение его сердца не видно, а слышно. Но Лютов все равно не может убить человека, он не может переступить через нравственный закон, свою человеческую сущность. Долгушова добивает друг Лютова Афонька Вида, простой казак. Он спокойно выстреливает умирающему прямо в рот.
Выбор, который приходится делать Лютову, трагичен. Убить человека — нарушить внутренний нравственный закон, не убить — обречь его на медленную и мучительную смерть. Кажется, будто Афонька совершает акт милосердия, убивая Долгушова. Но автор показывает, что насилие разрушает душу человека, хочет он того или нет. Поэтому Афонька уже готов убить и своего друга Лютова за то, что ему видится в словах Кирилла укор.
Мне кажется, что сам Бабель не оправдывает ни Лютова, ни Вида, потому что тут неправы оба. Ему ближе всего позиция Грищука, способного вмешаться и предотвратить бессмысленное убийство, а также пожалеть «очкастого», перенесшего самое сильное потрясение в своей жизни. Герой пытается найти оправдание жестокостям, творящимся вокруг него.
Но Лютов не находит их. Его душа не принимает жестокий мир войны, ради каких бы светлых идеалов она ни велась. Мы становимся свидетелями раздирающих душу переживаний героя: «Против луны… сидел я в очках, с чирьями на шее и забинтованными ногами. Смутными поэтическими мозгами переваривал я борьбу классов… я болен, мне, видно, конец пришел, и я устал жить в вашей Конармии…» «Конармия» Бабеля объективна. Он отстраненно описывает все то, чему сам был свидетелем.
Гражданская война — это огромное количество насилия, жестокости, кровопролития. Ради чего? Есть ли этому оправдание?
Герой часто не находит его, не может понять цели, ради которой требуются такие средства, как убийства ни в чем неповинных людей. Сейчас мы задаемся вопросом: «Есть ли она вообще?»
Величие и ужас гражданской войны в рассказах И. Бабеля