• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Венецианские мотивы в русской поэзии XIX века

 

Венецианские мотивы в русской поэзии XIX века

Венецианские мотивы в русской поэзии XIX века

Есть чудесный город на нашей планете, где вместо широких проспектов, пышных бульваров, длинных улиц и кривых переулков течет вода широкими и узкими рукавами-каналами. По краям этих каналов возвышаются невероятной красоты здания и дворцы с резными окнами-арками. Палящее солнце, бесконечные мосты и мостики, невероятное разнообразие архитектурных стилей, многолюдные площади, карнавальные маски, манящие сувенирные лавки, бесстрашные голуби — от всего этого дух захватывает.

Здесь не бывает автомобильного смога, потому что нет ни машин, ни автобусов, вместо них плавают по воде крохотные лодочки, жужжащие катера и знаменитые во всем мире гондолы. Песни гондольеров и шум катеров, воркование голубей и плеск воды сливаются в одну фантастическую мелодию, которая слышна на каждой узенькой улочке, кажущейся на первой взгляд игрушечной и непроходимой. Остановишься на одном из горбатых мостиков, посмотришь вокруг — и кажется, что стоишь меж двух небес, лазурных, сказочных…

Когда же солнце гаснет, легкий ночной бриз приносит с моря солоноватый запах моря, смешанный с подгнившим запахом застоявшихся в каналах водорослей. Плывешь по течению, разрывая желтые пятна отраженных огней фонарей, давя дном лодки сверкающие точки звезд. Полная луна указывает путь, нарисовав белую дорожку, уходящую в темную вечность. Крылатые львы внимательно следят из-за каждого угла за нарушителем спокойствия, издавая иногда предупреждающий рык, напоминающий вой ветра. Редкие прохожие тенями скользят по тротуарам-набережным.

А лодка все дальше и дальше плывет меж двух небес — теперь темных и звездных — вдаль, откуда доносится ветер подлунных морей…

Сегодня этот текст уже ни для кого, вероятно, не может стать загадкой, так как место, изображенное в нем, узнаваемо по первым же строкам. Узнаваемо, потому что ключевые слова этого художественного описания взяты из особого Сверхтекста О Венеции. Имя Венеция имеет особый семантический ореол. «Морская красавица», «золотая голубятня», «резные каменья», «крылатые львы» — эти и другие ассоциации как бы извлечены из текстов о Венеции, точнее из единого венецианского текста

Формирование «венецианского текста» в русской литературе определяется рядом причин.

Во-первых, в течение трех с лишним веков Венеция является одним из самых притягательных мест Европы. Здесь дело не только в красоте: сильное влияние на всех, кто соприкоснулся с Венецией, оказывала и по сей день оказывает ее «инакость» по отношению к окружающему миру. Инакость Венеции проявляется во всем: в облике, в характере жизни и духе города, в специфике включения человека в его пространство .

Для русских писателей эта Инакость Венеции оборачивалась сильнейшей тягой к ней как к грезе, мечте, земному раю. Неслучайно русская литературная венециана XIX века рождалась вне эмпирического соприкосновения с водным городом. Венеция первых десятилетий XIX века — это чистая идея, чистый образ, выраженная в поэтическом слове мечта, для одних — нереализуемая, для других — с надеждой на осуществление.

Во-вторых, не меньшую, а возможно, даже большую притягательность порождала и рождает до сих пор открыто явленная «женская» природа Венеции. В этом смысле не случайны ее многочисленные женские персонификации как в живописи, так и в литературе. Все это представляет особую ценность для русского сознания, в системе которого ось Петербург-Венеция создает определенную устойчивость и сбалансированность начал.

О «мужской» природе Петербурга говорит многое. Сам акт его рождения фактически и мистически связан с мужскими волевыми проявлениями, что подхватывает, утверждает и развивает затем русская литература. В противоположность этому сюжет рождения Венеции из вод, многократно воспроизведенный в художественных произведениях, и само пребывание ее в водах как соприродной ей среде ясно указывают на преобладание в ней «женского».

Закономерным в этом контексте представляется тот факт, что воды, враждующие с Петербургом, живут с Венецией в любовной близости, в результате чего два города оказываются отмечены противонаправленными тенденциями с доминированием Эсхатологического мифа для Петербурга и Креативного — для Венеции.

В-третьих, Петербург, несмотря на официальное добавление к его имени приставки Санкт — , и в истории, и в сознании людей более соотносится не с апостолом Петром, а с выдающимся, но земным строителем своим Петром I. Следующая отсюда череда замещений приводит не только к десакрализации Петербурга, но и к объявлению его антихристовым городом. В Венеции, при всей значимости творческого порыва земных строителей города, их труд и вдохновение оказываются вторичными и производными от божественного промысла, выраженного в предсказании, сообщенном святому Марку. В результате Петербург остается, по сути дела, без небесного покровителя, а Венеция поклонялась и поклоняется своему святому патрону, оберегающему ее.

Воды в этом случае подчинены высшей воле и даруют камню если не вечность, то долгожительство.

Из всего сказанного следует, что Петербургский и венецианский тексты русской литературы, в чем-то перекликаясь, в чем-то решительно расходясь, должны взаимно дополнять друг друга. И это в значительной мере подтверждается всем строем русской литературной венецианы.

Современные исследователи-литературоведы предлагают вести летопись русской литературной венецианы с ХVIII века, так как она уже заявила о себе как о явлении эстетическом . Однако в целом русская литературная венециана XVIII века была еще бедна произведениями, и, что особенно важно, «она практически не касалась венецианской метафизики, позднее организующей венецианский текст русской литературы» . Вот почему стоит начать разговор о первой странице венецианского текста русской литературы с поэзии первых десятилетий XIX века.

Одной из важных точек отсчета станет здесь стихотворение И. Козлова «Венецианская ночь» . Ко времени создания этого стихотворения поэт был уже тяжело болен, слеп, и возможность реальной встречи с Венецией была для него практически исключена. Но чем более погружался поэт в стесненный мир тьмы, тем сильнее было в нем стремление мысленно раздвинуть пространственные границы, вообразить удаленные края, увидеть свет глазами своих друзей.

Слепота развила в нем энергию пространственного мышления, и в поэзии он легко перемещается из одной географической точки в другую. В большом и малом ему важно отметить пространственные ориентиры, поэтому те пейзажные детали, которые у других поэтов — лишь образные клише, для И. Козлова полны выразительности.

Ночь весенняя дышала Светло-южною красой; Тихо Брента протекала, Серебримая луной; Отражен волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зеленых берегов. Свод лазурный, томный ропот Чуть дробимыя волны, Померанцев, миртов шепот И любовный свет луны, Упоенья аромата И цветов, и свежих трав, И вдали напев Торквата Гармонических октав — Все вливает тайно радость, Чувствам снится дивный мир, Сердце бьется, мчится младость На любви весенний пир; По водам скользят гондолы, Искры брызжут под веслом, Звуки нежной баркаролы Веют легким ветерком.

Поэтический образ Венеции был для И. Козлова знаком, за которым стояли зримые картины, и потому его тяга к мечтам, снам, виденьям здесь не просто дань поэтическим традициям, но действительная и необходимая компенсация ограниченного контакта с миром. По этой же причине описание воображаемых далеких земель и городов, где он никогда не был, становятся символическими, их элементы продолжают жить уже вне творчества поэта. Вот почему стихотворение «Венецианская ночь» стало и поэтической формулой Венеции, и отправной точкой в развитии русской венецианы.

Не имели реальных оснований и венецианские пейзажи А. С. Пушкина . Он так же мечтает увидеть Италию и Венецию, поэтически выразив свои устремления в первой главе романа » Евгений Онегин».

Но слаще, средь ночных забав, Напев Торкватовых октав! Адриатические волны, О Брента! Нет, увижу вас, И, вдохновенья снова полный, Услышу ваш волшебный глас! Он свой для внуков Аполлона; По гордой лире Альбиона Он мне знаком, он мне родной.

Ночей Италии златой Я негой наслажусь на воле, С венецианкою младой, То говорливой, то немой, Плывя в таинственной гондоле; С ней обретут уста мои Язык Петрарки и любви.

А. С. Пушкин создает свою систему знаков водного города, закладывая тем самым фундамент художественного пласта венецианского текста русской литературы. Исходный перечень языковых элементов включает отныне образы Венецианской ночи, Адриатики, Бренты, Возлюбленной-венецианки, Плывущей гондолы и Поющего Торкватовы октавы певца-гондольера.

В 1826 году к разработке венецианской тематики подключается также не видевший Венеции В. И. Туманский. Он перевел с французского языка «венецианскую» элегию Андре Шенье, назвав свой вольный перевод «Гондольер и поэт». Эту же элегию в 1827 году перевели и Пушкин, и Козлов.

Почему же элегия «Prиs des bords oщ Venisе est reine de la mer…» Андре-Мари Шенье, впервые опубликованная в 1826 году в журнале «Мегcure du XIX siecle», оказалась столь популярной? И почему переводы ее больше похожи на вольные переложения?

Заглянем в подстрочник.



Венецианские мотивы в русской поэзии XIX века

Другие сочинения по теме:

  1. Итальянские мотивы в русской поэзии XX века В сознании русского человека заграница всегда была понятием не столько географическим, сколько историко-культурным, притом обладающим необычайно привлекательной аурой. Думаю, ни...
  2. Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике Начать урок можно с обсуждения слов академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, вынесенных в эпиграф. Вопросы для обсуждения Каково основное содержание понятий...
  3. Венецианские строфы («Мокрая коновязь пристани. Понурая ездовая…») Автокомментарий Бродского к «Венецианским строфам» 1 и 2: «У меня была такая идея написать вид города в разное время дня....
  4. Евангельские мотивы в русской литературе xx века …так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. И....
  5. Тема войны в русской поэзии XIX века Несмотря на то, что в теме означен век девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать «Оду на победу над...
  6. Игорь Северянин , поэт серебряного века русской поэзии Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: «Не изменяй намеченной тропы, и помни:...
  7. Традиции русской поэзии xix века в творчестве И. А. Бунина В поэзии Бунина прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета. Сам Бунин признавался в...
  8. Эволюция темы свободы в русской поэзии начала xix века Тема свободы во все времена занимала значительное место в поэтическом творчестве. Я думаю, это происходит из-за того, что свобода есть...
  9. Цыганские мотивы и кабацкие мотивы в поэзии Есенина В поэме «Анна Снегина» герой — сам поэт — говорит героине: Я вам прочитаю немного Стихи Про кабацкую Русь… Отделано...
  10. Тест для 11класса по теме: «Серебряный век русской поэзии» ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» 1.Серебряный век — это период в русской поэзии А)10-20-е годы ХХ века —...
  11. Особенности русской литературы 19 века Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А. С. Пушкин,...
  12. Тема и мотивы поэзии Б. Пастернака Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам...
  13. Серебрянный век русской поэзии Термин «серебрянный век» заимствован из философских трудов древнегреческого философа Гесиода, который разделял человеческую жизнь на три периода: «золотой век» —...
  14. Вопросы и ответы к теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века» Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века»? К...
  15. Серебряный век русской поэзии Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во...
  16. Основные мотивы поэзии А. Ахматовой Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим… А. Ахматова Творчество великого художника — реалиста ли, модерниста — заключает в...
  17. Судьбы поэзии «Серебряного века» «Серебряный век» русской поэзии представлен именами таких известных поэтов, как Н. Минский, И. Анненский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб,...
  18. Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века Свою первую книгу стихотворений, который назывался «Сборник стихотворений», Бальмонт издал в 1890 г. Все издание было проникнуто меланхолическим настроением, основные...
  19. Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx века Интеллигенция — самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из...
  20. Особенности современной русской литературы начала XXI века В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в...
« «…я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа»
Сочинение по картине Васнецова Северный край »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения