Вера Павловна — характеристика персонажа
Произведение: Что делать?
Вера Павловна Розальская — главная героиня романа. Это красивая девушка с южным типом лица. Она выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещает пансион.
У нее есть большой талант к шитью, в четырнадцать лет она шьет на всю семью, в шестнадцать начинает сама давать уроки в пансионе. У нее веселый, общительный нрав. Героиня еще в юные годы демонстрирует зрелость характера.
За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников. На советы выходить за него замуж В. П. отвечает решительным отказом: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Не имея возможности более выносить тяжелой домашней обстановки, В. П. фиктивно выходит замуж за учителя своего брата Лопухова, который ее любит.
Обсуждая с ним план своей совместной жизни, она просит своего будущего мужа обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах, встречаясь на нейтральной территории для трапезы или разговоров. В. П. начинает заниматься своим делом: она открывает швейную мастерскую. Прибыль в этой мастерской распределяется равно между работницами.
Тем самым, она спасает много молодых девушек от бедности и беспутной жизни. Мастерская становится главным делом ее жизни. Со временем В. П. понимает, что по-настоящему любит не Лопухова, а его друга Кирсанова.
Лопухов освобождает ее от семейных отношений, и она находит настоящее счастье с Кирсановым. Очень важны в произведении сны В. П. : об освобождении женщин; о грязи реальной, из которой родится урожай, и гнилой грязи, которая ничего не рожает; о своем дневнике, из которого она понимает, что любит на самом деле не Лопухова, а Кирсанова; о разных эпохах развития человечества и о людях будущего.
ВЕРА ПАВЛОВНА — героиня произведения Н. Г. Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях» . Книга строится как повествование о ее жизни и духовном развитии; с ее судьбой соединяются или пересекаются судьбы других героев.
Испытывая отвращение к атмосфере лжи и насилия, царящей в семье, сопротивляясь попыткам матери выдать ее замуж за «дрянного» молодого человека Сто-решникова, В. П. вступает в брак со студентом-медиком Лопуховым, сторонником социалистических идей. Для совместной жизни они вырабатывают целый ряд нововведений, поизванных сохранить в семье любовь, взаимное уважение и полный суверенитет каждой из сторон. В. П. организует швейную мастерскую, которая постепенно становится зародышем коммуны по образцу фурьеристских фаланстеров. Взаимная любовь В. П. и друга ее мужа, Кирсанова, заканчивается союзом.
По словам автора, В. П. «одна из первых женщин, жизнь которых устроилась хорошо». В начале романа она характеризуется как «обыкновенная девушка», получившая «обыкновенное воспитание» и стремящаяся к счастью для себя и для других. Однако система «двойников» В. П. показывает, что ее образ содержит сложное обобщение. «Двойники» В. П. образуют своеобразную иерархическую систему: судьба каждого из них, в соответствии с воззрениями Чернышевского , представляет возможную реализацию судьбы В. П. в других обстоятельствах. Ее жизнь могла сложиться, как у куртизанки Жюли, «дурной» и одновременно «честной» женщины: такую возможность рисует второй сон В. П. В центре этой иерархии — образ Кати Полозовой, «симметричный» образу В. П. и занимающий в предпоследней главе романа место главной фигуры повествования. В. П. — брюнетка , Катя — блондинка ; В. П. спасена от противного ей брака с Лопуховым, Катя — от безрассудно желаемого ею брака с Кирсановым; в конечном счете мужем В. П. становится Кирсанов, мужем Кати — «воскресший» Лопухов-Бьюмонт; Катя, по примеру В. П. организует швейную мастерскую; у каждой из героинь рождается сын.
Обе семьи живут вместе, воплощая гармонию грядущей коммуны, так что даже имеет место своеобразный взаимообмен свойствами характера: Катя оказывается более страстной, а В. П. — более спокойной. Венчает иерархию «двойников» женщина из снов В. П. , которая в первом сне постоянно меняет свой облик, а в четвертом окончательно принимает облик самой В. П. . Поиски прототипа героини также привели к выводу о широкой типической обобщенности образа.
Сам автор отмечал в письмах, что наделил В. П. чертами своей жены, О. С. Чернышевской, которой посвящен роман. Огромным было и обратное воздействие образа В. П. на общество. Фиктивные браки с целью спасения девушек из дурных семейств были едва ли не долгом чести для передовой молодежи; часто такие браки перерастали в действительные.
С начала 1860-х годов в высших учебных заведениях, особенно естественно-научного характера, появляются женщины; с выходом романа их число увеличивается. Наконец, в год выхода книги было создано «Общество женского труда», а сам роман «вызвал особенно много попыток устраивать швейные мастерские на новых началах», — вспоминала современница событий Е. Н. Водовозова. Почти все эти попытки окончились неудачей.
Сны В. П. обеспечивают жанровое единство книги в узловых моментах сюжета. Сон был одним из важнейших элементов утопической литературной традиции; таков, в частности, сон в главе «Спасская полесть» «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Символика снов В. П. поддается как конкретно-материалистическому, так и духовно-визионерскому прочтению, а сама В. П. в художественном мире романа стоит в одном ряду с пророком Даниилом и апостолом Иоанном Богословом, чьи пророчества суть результаты видений и чьи имена присутствуют в книге.
Само имя «В. П.» также оказывается символичным .
Вера Павловна — характеристика персонажа