ВИШНЕВЫЙ САД
Игра по одноименной пьесе А. П. Чехова; 10-й класс
Сценарий построен на материале пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Финальный конкурс «Клуб знатоков» рассчитан на учащихся, углубленно изучавших драматургию писателя. В состязаниях принимают участие три команды. Оценку деятельности соревнующихся сторон производит жюри из числа учителей и учеников. Конкурсы, требующие кратких, однозначных ответов на вопросы, принесут командам по одному очку.
Выполняя творческие задания, ребята смогут заработать от одного до пяти баллов.
I. Кто ты будешь такой?
Данный конкурс потребует направить усилия игроков на «узнавание» героев пьесы «Вишневый сад». Узнавание это будет производиться в три этапа. Ведущий последовательно зачитывает реплики различных персонажей, в которых речь идет о выбранном герое, или самохарактеристики этого героя.
Если действующее лицо пьесы угадано с первой попытки, команда получает три очка, со второй и третьей — соответственно либо два, либо только одно очко.
Задание команде № 1
1. «Ты… очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины».
2. «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направление, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря…»
3. «Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья».
Задание команде № 2
1. «Все одна, одна, никого у меня нет и… и кто я, зачем я, неизвестно…» «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая».
2. «Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto-mortale и разные штучки».
3. «Я выросла, пошла в гувернантки».
Задание команде № 3
1. «…Древний род наш… происходит будто бы от той самой лошади, которую Калигула посадил в сенате…»
2. «Если бы энергия, которую вы в течение всей вашей жизни затратили на поиски денег для уплаты процентов, пошла у вас на что-нибудь другое, то, вероятно, в конце концов вы могли бы перевернуть землю».
3. «Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уж все пропало, погиб, ан глядь, — Железная дорога по моей земле прошла, и… мне заплатили…»
II. Интервью у литературных героев
В продолжение данного конкурса участники состязаний смогут почувствовать себя на месте героев чеховских произведений. Надев «маску» того или иного персонажа, ребята должны будут ответить на вопросы ведущего. Беседе предшествует этап «узнавания» героев, в которых учащимся предстоит перевоплотиться в дальнейшем: игрок получает карточку, содержащую характеристику персонажа.
Прочитав вслух эту характеристику, ученик называет литературного героя и далее уже беседует с ведущим от лица оного.
Задание игроку команды № 1
Ермолай Лопахин
Узнай героя: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот что богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…»
Вопросы:
1. Ермолай Алексеевич, вы однажды заметили: «Знаете, я… работаю с утра до вечера… Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало…» Чего или кого недостает в России, на ваш взгляд? Продолжите свое высказывание.
2. Петя Трофимов говорил о вас следующее: «…вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как… нужен хищный зверь… так и ты нужен». Вспомните, пожалуйста, как Петя обосновывал необходимость вашего существования в качестве хищника.
3. Во время прощального разговора с Петей Трофимовым вы признавались: «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно…» Какие же горизонты, какие истины открывались вам в подобные мгновения жизни?
Задание игроку команды № 2
Петя Трофимов
Узнай героя: «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий».
Вопросы:
1. Петр Сергеевич, хоть вы однажды и заявили, что боитесь «серьезных разговоров» и предпочитаете им молчание, тем не менее, беседуя с Аней, вы много философствуете, проповедуете. Вот одно из ваших рассуждений: «Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала…» Закончите свою мысль.
2. Вы чрезвычайно категоричны в своих суждениях, раздаете окружающим немало советов. Что пожелали вы при прощании Лопахину?
3. «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» — гордо утверждали вы. «Дойдешь?» — поинтересовался Лопахин. «Дойду или…» Каков был ваш ответ?
Задание игроку команды № 3
Любовь Раневская
Узнай героя: «Вышла за не дворянина и вела себя, нельзя сказать, чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении».
Вопросы:
1. «Уж очень много мы грешили…» — такое признание сорвалось с ваших губ в момент тревожного ожидания. В греховности вас обвиняют многие, начиная от вашего брата Леонида Андреевича и заканчивая Варей и Петей Трофимовым. В чем же состоят ваши грехи, по вашему собственному признанию?
2. Петя Трофимов как-то заметил вам, имея в виду Варю: «Все лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло». «Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви». А что вы, любезная Любовь Андреевна, можете сказать о себе в этом плане?
3. Когда вы узнали о том, что имение продано на торгах, и о том, кто его купил, вы, опустившись на стул, горько расплакались. Аня бросилась утешать вас: «Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, но не плачь, Мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась… …» «Мы, мама, будем вместе…и перед нами откроется новый, чудесный мир…» Итак, какая ценность осталась у вас, по мнению дочери? Что Аня вам предлагала делать вместе, для того чтобы состоялось обновление жизни?
III. «Житейская мелочь»
Ребята получают листы с тестовыми заданиями, в течение 30 секунд знакомятся с ними, затем представители команд читают вслух вопросы и выбирают правильный вариант ответа.
Задание команде № 1
Запахи и звуки
1. Гаев . «Отойди, любезный, от тебя… пахнет». Чем же пахнет от лакея Яши?
табаком
курицей
потом
водкой
2. Любовь Андреевна. «И зачем я поехала завтракать… Дрянной ваш ресторан с музыкой, скатерти пахнут…» Чем пахнут скатерти в пристанционном ресторане?
мылом
дымом
рыбой
морозной свежестью
3. Гаев. «А здесь… пахнет». Чем пахнет в господском доме?
Сыростью
духами
пачулями
свежемолотым кофе
4. Фирс. «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и… бесперечь». Какой неприятный звук раздавался, если верить Фирсу, накануне манифеста 1861 года?
самовар гудел
половицы скрипели
гром гремел
хозяин кашлял
5. Всем памятны в пьесе звук «лопнувшей струны» и стук топора по вишневым деревьям . А какой еще звук раздается в момент прощания старых хозяев со своим имением?
девичий смех
Плач ребенка
женский визг
хохот паяца
Задание команде № 2
Продукты питания
1. Шарлотта. «Моя собака и… кушает». Что же может употреблять в пищу собака Шарлотты?
орехи
Фасоль
крыжовник
только «Pedigree»
2. Любовь Андреевна. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один… а я трачу как-то бессмысленно…» Что выдает Варя старикам на кухне?
картофель
Овес
горох
бульон «Магги»
3. Пищик. «Что в Париже? Как? Лягушек ели?» Любовь Андреевна. «… ела».
Мясо каких экзотических животных ела Раневская в столице Франции?
крокодилов
Черепах
носорогов
кашалотов
4. Гаев. «Говорят, что я все свое состояние проел на…»
трюфелях
Леденцах
пирожках
бобах
5. Любовь Андреевна. «Муж мой умер от… — он страшно пил…» От чрезмерного употребления какого алкогольного напитка скончался супруг Раневской?
шампанского
Бургундского
токайского
«Клинского»
Задание команде № 3
Социальный статус, род занятий
1. Любовь Андреевна. «А Варя по-прежнему все такая же, на… похожа». На кого похожа Варя, по словам Раневской?
монашку
Купчиху
чухонку
кокотку
2. Трофимов. «Меня в вагоне одна баба назвала так…» Как же назвала женщина этого чеховского героя?
вечный студент
Облезлый барин
декадент несчастный
интеллигент паршивый
3. Лопахин. «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще…» Кто же появился в русской деревне на рубеже веков?
кулаки
Дачники
фермеры
новые русские
4. Фирс. «Живу давно. А воля вышла, я уже старшим… был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах…» Какую должность исполнял Фирс при господах?
швейцар
Приказчик
камердинер
старший помощник младшего дворника
5. Трофимов. «Твой отец был мужик, мой… и из этого не следует решительно ничего». Каков был род занятий отца Пети Трофимова?
учитель
Аптекарь
профессиональный революционер
крестный отец итальянской мафии
IV. «Дорогой, многоуважаемый шкап!»
Конкурс юных демагогов
Ведущий. Один из главных героев пьесы «Вишневый сад» Леонид Андреевич Гаев имеет склонность произносить выспренние речи. Примером тому служит монолог перед шкафом.
Помните? «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование…» Внимание — вопрос командам:
Какие «заслуги» шкапа превозносит Гаев?
(«…Твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».
Задание командам: Подготовьте подобную хвалебную речь в честь какого-нибудь неодушевленного предмета, например письменного стола, ученического дневника, школьного ранца, географической карты, глобуса, набора фломастеров и так далее.
V. Клуб знатоков
Данный конкурс предусматривает знание текстов сверх школьной программы.
Индивидуальные задания
Ведущий вызывает от каждой команды по одному игроку и вручает им карточки с записью афоризмов, принадлежащих героям чеховских пьес. Афоризмы эти неполные. Задача участников конкурса — продолжить высказывания и, по возможности, указать, кто в произведениях их произносит.
На обдумывание ответа дается небольшое количество времени. Отметим: вовсе не требуется воспроизводить ключевую часть афоризмов дословно, вполне достаточно, если учащиеся смогут передать основной смысл высказываний.
Афоризм для знатока команды № 1:
«Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему он в жизни…»
Афоризм для знатока команды № 2:
«В человеке должно быть все прекрасно…»
Афоризм для знатока команды № 3:
«…Светляки… светят ночью только для того, чтобы их легче могли увидеть и съесть ночные птицы, а хорошие люди существуют для того, чтобы…»
Пока представители команд выполняют индивидуальные задания, ведущий предлагает соревнующимся сторонам принять участие в викторине по драматургии А. П. Чехова.
Вопросы:
1. Какая чеховская героиня одевается всегда только в черное? Почему?
2. «Человек в футляре» известен практически всем, равно как и его пресловутые калоши и зонтик. В одном из произведений писателя присутствует некий «двойник» Беликова: «Жарко, душно, а наш великий ученый в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках». Узнали ли вы этого героя?
3. «У Островского в какой-то пьесе есть человек с большими усами и малыми способностями… Так это я» — эта реплика принадлежит действующему лицу известной пьесы Чехова. Кто этот герой и с каким персонажем Островского он себя сравнивает?
4. «- А тигры у вас в Греции есть?
— Есть.
— А львы?
— И львы есть. Это в России ницего нету, а в Греции…»
Продолжите фразу. Какому чеховскому творению обязано своим возникновением это крылатое выражение?
5. Писательница Лидия Авилова в своих воспоминаниях рассказала о том, как она признавалась в любви А. П. Чехову: «В ювелирном магазине я заказала брелок в форме книги. На одной стороне я написала: «Повести и рассказы. Соч. А. П. Чехова», а с другой — «Стран.
267, стр. 6 и 7″». Согласитесь, неординарное объяснение в любви. У Чехова в одном из произведений есть точно такой эпизод, иные только номера страниц и строк.
Кто комуобъяснялся в любви подобным образом? В каком произведении сие имело место?
Помните ли вы текст этого «шифрованного» признания?
6. Герой одного из произведений Чехова указывает возраст дамы следующим образом: «Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, и за это она меня ненавидит». Назовите этих чеховских персонажей. Чем обусловлены колебания возрастной границы?
7. Перед вами портрет Ф. М. Достоевского работы художника В. Перова. «Я талантлив, умен, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти… Достоевский…» — признавался один чеховский герой. Кто это?
8. В этом герое некоторые видят Тартюфа . Сам же он неоднократно сравнивает себя с шекспировским персонажем. Узнали ли вы этого чеховского героя? С каким шекспировским персонажем он себя сравнивает?
Какие чувства вызывает у него подобная аналогия?
9. Персонаж одной чеховской пьесы «воображает, что он Лермонтов, и даже стихи пишет». Назовите этого героя. В чем он находит сходство между Лермонтовым и своей персоной?
Чтобы состязания получились интересными, зрелищными, в финале хорошо организовать конкурс инсценировок и провести награждение, объявив следующие номинации: «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшее режиссерское решение», «Лучшая роль второго плана», «Художник по костюмам», «Художник-декоратор»…
ВИШНЕВЫЙ САД