Внеклассное чтение. Произведение Антона Павловича Чехова «Вишневый сад»
Цель: помочь ученикам выяснить содержание, идейно-художественные особенности самостоятельно прочитанного произведения; осознать особенности чеховских пьес; развивать навыки самостоятельного чтения, анализа драматических произведений, высказывание собственных впечатлений и мыслей, их обоснование, проведение параллелей с современностью; воспитывать любовь к книге, уважение к отчему дому, Родине, к своим корням.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению.
Тип урока: беседа по внеклассному чтению.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников.
Учитель. Одна художественная книга для понимания исторических процессов, развития человеческого сознания может дать иногда больше, чем тома истории. К таким произведениям принадлежат драмы А. П. Чехова. С одной из них вы ознакомились самостоятельно, и она, надеюсь, дополнила ваши знания и впечатления о творчестве выдающегося русского писателя, даст возможность понять, что за будничной жизнью, которую показал Чехов, за сложным и противоречивым духовным миром персонажей кроется судьба целого народа. Герои понимают, что приближаются общественные изменения, только относятся к этому по-разному — с грустью, боязнью или с ожиданием на лучшее.
«Пришло время, надвигается на всех нас община, готовится большая, сильная буря, которая идет, приближается и в скором времени стрясет с нашего общества лень, равнодушие, предубежденность к работе, гнилую скуку»,- говорит один из героев пьесы Чехова «Три сестры». Чем пьеса «Вишневый сад» привлекает не только современных театралов, но и широкие массы читателей, попробуем разобраться на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Работа над темой урока
1. Пересказ содержания пьесы «Вишневый сад» «цепочкой», составление «сюжетной цепочки»
2. Сообщение ученика (или учителя) о сценической истории пьесы.
3. Слово учителя.
— А. П. Чехов долго не мог подобрать название для своей пьесы. Вот отрывок из воспоминаний К. Станиславского: «мне повезло наблюдать со стороны за процессом создания Чеховым его пьесы «Вишневый сад».
— Слушайте, я же нашел замечательное название для пьесы. Замечательное! — сообщил он…
— Какое?- заволновался я.
— «Вишневый сад»,- и он зашелся радостным смехом.
Я не понял причины его радости и не нашел ничего особого в названии.
— Слушайте, не «Вишневый», а «Вишневый сад»,- объявил он…
…На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» — это коммерческий сад, который дает прибыль. Такой сад нужен и теперь. А «Вишневый сад» прибыли не дает, он сохраняет в себе и своей цветущей белизне поэзию бывшей господской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз разбалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а необходимо, так как процесс экономического развития страны нуждается в этом».
4. Составление аннотации к произведению А. П. Чехова «Вишневый сад».
5. Обмен впечатлениями о произведении.
6. Слово учителя.
— Интересно, что до этого времени среди литературоведов и читателей ведутся споры относительно образов пьесы «Вишневый сад», ее жанра (сам автор назвало произведение комедией, хотя это произведение скорее трагикомедия). Это связано с особенностями чеховской драматургии: в его пьесах нет деления на положительных и отрицательных персонажей, главных и второстепенных; действие больше касается внутренней жизни, чем внешней.
7. Аналитическое комментирование.
Задача
Прокомментируйте отрывок из статьи начала ХХ ст. «К снам» в журнале «Русская речь» и скажите, как она касается темы, которую мы рассматриваем.
«Мы растранжирили ту моральную энергию и силу, которую получили от наших предков в наследство… мы так долго носились с любимой нами хандрой и скукой, что сами напустили туман на все кругом и, в конце концов, перестали понимать, зачем, собственно, мы хандрим. Добазикались к облюбованному слову «прострация, недостаток сил» — и радуемся! И говорим это, лежа на диване… мы себя величаем «изможденными». Чем? Истощением как следствием продолжительной непосильной работы? Нет, никакой особой работы не было… Чем же? Фразой! Жалкими словами! Мы получили хронический катар* души…».
8. Эвристическая беседа, выполнение задач поисково-исследовательского характера (в парах).
На какие группы можно поделить персонажей пьесы «Вишневый сад» как представителей разных времен? (Раневская, Гаев, Фирс — прошлое; Лопахин, Яша — настоящее; Аня, Трофимов — будущее.)
Как соотносятся в пьесе внешнее и внутреннее действия? (Основные действия вынесенные за сцену — собственно торги, жизнь Раневской и др., на сцене — лишь переживания героев из-за событий).
Приведите примеры объединения трагического и комического. (Гаев с его высокопарностью и практической беспомощностью, Яша с его наглостью, Фирс — добровольный раб, Раневская — щедрая, распахивая детей, Епиходов — сплошное несчастье и др.).
Охарактеризовав образы Раневской, Гаева и Фирса, определите, как Чехов трактует проблему исторического прошлого России (Герои живут прошлым, видят в нем лишь хорошее, не в состоянии адаптироваться к действительности и теряются перед ней).
* Катар — воспаление слизистой оболочки какого-нибудь органа.
Действительно ли Лопахин — победитель жизни? Ответ обоснуйте.
Какая роль в произведении отведена образу Яши?
Можно ли назвать Петю Трофимова пророком будущего, тем, за кем это будущее? Почему?
Кому из героев вы более всего симпатизируете? Объясните свою мысль.
9. Характеристика героев пьесы через их портреты — «внешние» и «внутренние» (психологические).
10. Самостоятельная работа: запись выводов.
Ожидаемые ответы.
Герои «Вишневого сада» страдают каждый отдельно, друг друга не понимают и не могут понять; добрые чувства, душевная благосклонность никого не согревают, поэтому их жизнь серая, печальная и несчастливая; большинство героев просто не способны к полезной деятельности, которая бы помогала другим; вишневый сад — символический образ.
IV. Домашняя задача.
Подготовить сообщение о влиянии идей философов на развитие искусства (см. следующий урок).
V. Итоги урока
Внеклассное чтение. Произведение Антона Павловича Чехова «Вишневый сад»