Внеклассное мероприятие по биологии в колледже на тему «Угадай растение»
Сценарий конкурсной программы по биологии для старшеклассников, студентов колледжа и техникума
Конспект внеклассного мероприятия по биологии на тему «Угадай растение «
Автор: Мещерякова Раиса Дмитриевна, преподаватель ГБОУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж «, г. Пенза
Описание материала: В данной разработке представлен сценарийпроведения внеклассного мероприятия по биологии в форме конкурса по теме «Угадай растение «. Это мероприятие направлено на обобщение, систематизацию и закрепление знаний о растительном мире, полученных на уроках биологии. Материал предназначен для обучающихся 16-17 лет .
Цель : продолжить формирование представлений о многообразии растительного мира.
Задачи:
Образовательные: повторить полученные знания по систематике растений; научить применять их в практической деятельности; проверить степень усвоения дисциплины «Биология «.
Развивающие: развитие творческой активности; дальнейшее формирование способности логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, выделять главную мысль, работать с различными источниками информации.
Воспитательные: воспитать интерес к биологии, любознательность, чувство бережного отношения к природе; показать тесную связь теоретических знаний с практикой.
Демонстрационный материал: гербарный материал, муляжи плодов растений.
Методические приемы : игровая ситуация, соревнование, беседа.
Организация мероприятия
Конкурс «Угадай растение » проводится в пять туров, принимают участие восемь обучающихся, а остальные присутствуют в качестве болельщиков. Можно конкурс начать со всеми обучающимися, но по мере потери баллов они отсеиваются.
Первый тур — разминочный.
Во втором туре принимают участие все участники .
В третьем туре участвуют шесть студентов.
На пятый тур остаются два студента. Игра идет до трех баллов.
Проведение конкурса и его оценка:
1 тур — «Во саду ли, в огороде «.
2 тур — «Угадайте растение по морфологическим признакам «.
3 тур — «Определите название плода растений «.
4 тур — «Угадайте растение по гербарному материалу «.
5 тур — «Торг за право отгадывания растения по вегетативным и генеративным органам «.
Ход мероприятия
Первый тур «Во саду ли, в огороде! «
Обучающиеся должны отгадать загадки. За каждое отгаданное растение присуждается пять баллов.
Подскажите-ка, ребятки,
Что растет на этой грядке?
Полосатый карапуз
С длинными усами
Называется…
Как? Скажите сами.
Ровным строем у забора
Розовеют…
Дальше наш зеленый друг,
Называется он…
Здесь внимательно гляди-ка,
Что краснеет?..
Вам, наверное, обидно,
Что ее совсем не видно:
От забора до дорожки
Здесь насажена…
Наклонись над грядкой низко —
Кто сидит в земле?
Потянулась с громким хрустом
Тугобокая…
Ну, теперь узнали вроде,
Что растет на огороде.
Второй тур «Угадайте растение по морфологическим признакам «
Преподаватель читает морфологическую и биологическую характеристику и назначение определенного растения, обучающиеся должны угадать, что это за растение. Кто догадался, сразу поднимает руку и называет. Если ответ правильный, присуждается 10 баллов. Если ответ неправильный, то читается дальше. А тот, кто назвал растение неправильно, теряет права участия.
По итогам второго тура два участника, набравшие меньшее количество баллов, выбывают из конкурса. А остальные продолжают играть в третьем туре конкурса.
Задания второго тура:
1. Этим растениям принадлежит большая роль в сложении растительности Севера, особенно болот. У них нет корней. Они образуют многочисленные боковые ветви, отстающие и прилегающие к главной оси, густо покрытые листьями. Листья состоят из одного слоя живых хлорофиллоносных клеток и чередующихся с ними мертвых клеток, способных накапливать и удерживать воду.
Ризоидов нет, и вода поступает по стебельку. Коробочка со спорами имеет крышечку.
2. Растения являются первопоселенцами незаселенных пространств. Они способны переносить длительное обезвоживание, поглощать воду с минеральными веществами всем телом, размножаться спорами и вегетативно, образованы водорослью и грибами. На севере служат кормом для оленей.
3. Это многолетнее растение с надземными и подземными побегами. Полый ребристый стебель, пропитанный кремнеземом, состоит из члеников. Членики легко обламываются в местах, где, словно воротнички, окружают стебель чешуевидные бурые листья. Листья срастаются в трубку. От узлов наземных побегов отходят зеленые боковые ветви.
Размножается спорами и вегетативно — корневищами, имеющими клубни. У него наземные побеги двух типов — спороносные, развивающиеся ранней весной и после спороношения отмирающие, и зеленые побеги, появляющиеся им на смену и отмирающие к зиме. Растет как сорное растение на кислых почвах.
4. Это растение из семейства сосновых, влаголюбивое и на бедных питательными веществами почвах не растет, хвоинки четырехгранные, живут до пяти-семи лет. Весной на верхушках появляются торчащие вверх ярко-красные женские шишечки. Семена рассеиваются ветром к концу зимы.
Его древесина — источник бумаги, кора — применяется при дублении кожи. На Новый год его приносят в Дом в качестве украшения.
5. Это вечнозеленый кустарничек со стелющимися побегами из семейства брусничных, интересен его цветок: венчик розовый, колесовидной формы с отогнутыми вниз лопастями. Это, пожалуй, самая известная и почитаемая ягода сфагновых болот. Особенно она вкусна весной, когда ее яркие ягоды освобождаются из-под снега.
6. Этот сорняк с яркими синими лепестками знаком всем с детства. Растение однолетнее. Листья очередные, сидячие, как и стебель, покрыты шершавыми волосками.
Цветочные корзинки снаружи покрыты оберткой из черепитчатых прицветников. Краевые сине-лазуревые воронковидные цветки привлекают насекомых, в центре — трубчатые сине-фиолетовые цветки. Растение лекарственное, медоносное.
7. Это растение из семейства лютиковых. На лесных полянах ярко-желтые одиночные цветки затмевают все растения мая. Многолетние растения с хрупким корневищем и прямым стеблем. Листья пальчатораздельные.
Прикорневые листья черешковые, стеблевые, сидячие. Плод — многолистовка, содержит черные овальные семена. Оно занесено в Красную книгу.
Золотистый блеск цветков предупреждает животных — растение ядовито! Как декоративное растение широко используется в озеленении парков и садов.
8. Растение из семейства розановых. Растет в светлых лесах, на опушках, вырубках, на лугах. От толстого короткого корневища отходят придаточные корни и розетки листьев с длинными побегами .
Побеги укореняются в узлах и дают начало новым растениям. Прикорневые листья тройчатые, листочки сидячие с крупными острыми зубчиками. Цветение начинается в мае и продолжается почти все лето. Цветки собраны в зонтиковидное соцветие. Висячий плод — ложная ягода.
Выведено много гибридных сортов, которые обычно называют клубникой. Сухие ягоды заваривают и пьют при простуде.
9. Это растение из семейства бобовых. В культуре возделывают как однолетнее растение. Стебель цепляющийся, имеет усики, плод — боб. Листья парноперистые. Цветок мотылькового типа.
В культуре известны два вида — полевой и посевной.
10. Это двулетнее растение из семейства маревых. В первый год образует розетку прикорневых листьев и корнеплод, во второй год из корнеплода вырастает стебель, несущий соцветие тирс. Возделывают в больших промышленных масштабах для сахароварения как овощное и кормовое растение.
Иногда дичает и растет как сорняк .
11. Двулетнее растение из семейства крестоцветных. Из пазушных почек образуются маленькие кочанчики. Возделывают как овощное растение.
12. Однолетнее растение с неветвистыми усиками из семейства тыквенных. Завязь цилиндрическая, шиповатая. Цветы раздельнополые. Плод — тыквина, однодольное или двудольное.
Возделывают как овощное растение, в диком состоянии не обнаружено. Различают партенокарпические и пчелоопыляемые сорта.
Третий тур «Определите название плода растения «
Плод — орган, свойственный только для покрытосеменных, сочные плоды характеризуется наличием в околоплоднике растений сочных мясистых клеток. В сухих плодах все слои околоплодника высыхают.
По морфологической характеристике нужно определить, как называется данный плод растения. По итогам третьего тура еще два участника выбывают из игры.
1. Сочный многосемянный плод. Наружный слой околоплодника — толстокожистый, богатый эфирными маслами, окрашенный, средний слой сухой, рыхлопористый, белый; внутренний слой состоит из сочных клеток — волосков на внутреннем кожистом слое околоплодника.
2. Односемянный плод с сочным срединным слоем околоплодника; внутренний слой деревянистый и образует косточку, в которой находится семя. Бывает у вишни, сливы и др.
3. Многосемянный сочный плод. Внутренний слой стенки плода хрящеватый и образует пять гнезд, в которых находится по два семени; наружный — кожистый, срединный мясистый и сочный. Бывает у груши, яблони.
4. Это сухой плод. Вскрывается плод от вершины к основания двумя створками по брюшному и спинному швам. У гороха и фасоли.
5. Имеет твердый деревянистый околоплодник. Семя лежит свободно у лещины.
Четвертый тур «Угадайте растения по гербарному материалу «.
Предлагаются гербарии растений. Участники должны назвать род, семейство, Порядок и класс. За каждый правильный полный ответ присуждается 10 баллов.
По итогам четвертого тура еще два человека выбывают из игры.
Пятый тур «Торг за право отгадывания растения по вегетативным и генеративным признакам «
Участники торгуются за право отгадывания растения. Набравший большее количество баллов первым начинает торг.
Например:
Он говорит: «Я отгадаю это растение по листьям, стеблю, плоду и семени, цвету и корням «.
Второй продолжает торг.
И так торг продолжается до тех пор, пока обучающиеся не назовут самое меньшее число органов растений. За каждое отгаданное растение присуждается один балл. Участник, набравший 3 балла, является победителем конкурса и набирает еще 50 баллов.
Подведение итогов и выставление оценок.
Внеклассное мероприятие по биологии в колледже на тему «Угадай растение»