Внимание! Анализ лирики
Несколько советов для авторов будущих выпускных сочинений
Правило первое. Человек, выбравший на выпускном экзамене тему, связанную с анализом стихотворения, — или будущий абитуриент гуманитарного вуза, или герой-камикадзе. Рассуждения в стиле: «В «Войне и мире» четыре тома, в «Парусе» Лермонтова двенадцать строк — так чего зря мучиться», — здесь не пройдут. Через сорок минут потерянного времени, когда ваши мысли закончатся на середине первого листа, вы в полной мере почувствуете, что значит «вытащить» восьмистраничную работу из этих двенадцати строк.
Правило второе. Если вы все-таки решили связать свою работу с разбором лирического произведения, имейте в виду: в вашей памяти должно сразу же всплыть гораздо больше из созданного автором, нежели эти двенадцать строк. Для хорошего, грамотного, всестороннего анализа автору будущего Сочинения необходимо свободно ориентироваться в творчестве поэта, знать его основные этапы, идеи, образы, даже если об этом, как кажется, нет ни слова в формулировке темы. Только при этом условии, отчаянно страдая на экзамене тет-а-тет со сборником «Избранное» из серии «Библиотека агронома» Нижнетунгусского экспериментального издательства, вы все же сможете привести хотя бы косвенно все необходимые цитаты.
Кстати, о книгах. Вместе с текстом самого стихотворения постарайтесь получить дневники и письма автора за тот же период — вдруг там обнаружится что-нибудь интересное. Помню, как однажды на моих глазах буквально погибла работа девушки, отважившейся с ходу проанализировать «Родину» Александра Блока.
Меж тем в его дневнике под тем же числом было обширное рассуждение, в целом повторявшее круг идей стихотворения, — стоило только полюбопытствовать. Впрочем, не стоит слишком углубляться в поиски — будьте осторожны со временем.
Правило третье. Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное произведение , а вы претендуете на медаль либо оценка по литературе, стоящая в аттестате, для вас жизненно важна , тему лучше все же поменять: работа может получиться слишком банальной. И если даже в вашем распоряжении есть какой-либо запасной козырь: редкая дневниковая запись, известная исключительно вам, неожиданное сопоставление, нестандартный подход и т. п., — также будьте предельно осторожны: медальная комиссия может не вполне оценить прогрессивный авангардизм вашей работы.
Впрочем, советы для медалистов — тема для отдельного разговора. Правило четвертое. Если тема позволяет вам самостоятельно выбирать объект анализа — ни в коем случае не пытайтесь в погоне за сенсацией осилить произведение, смысл которого вам не до конца ясен. Постарайтесь трезво оценить свои силы: например, если для анализа предлагается выбрать стихотворение поэта XX века, не стоит сломя голову браться за Мандельштама, раннего Пастернака, не стоит выбирать также любовную лирику, особенно посвященную конкретным лицам, — при всем накале эмоций она, как правило, мало подходит для анализа. Вообще же основная трудность выбора состоит в том, чтобы произведение было в меру оригинальным и «нехоженым» и в то же время достаточно глубоким и содержательным, чтобы его анализа хватило на солидную работу.
Когда речь заходит о XX веке, между общеизвестным и неизведанным выбирайте общеизвестное, не проявляйте ненужной самостоятельности — вспомните уроки литературы.
Если вы определились окончательно, начинаем работать.
Правило пятое, общее. Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, раз увидев знакомое название, просто излагать в своей работе решительно все, что вам известно об этом стихотворении. Не надо писать хрестоматию для учителя — он сам вам все это рассказывал. Помните: сочинение — это творческая работа, которая предполагает ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее .
Имейте в виду, значительная часть вступительных сочинений бракуется именно как написанная не на ту тему. Правило шестое. Сформулируйте для себя проблему работы. Попытайтесь понять, чего именно от вас хотят:
А) «просто» проанализировать стихотворение; б) сопоставить его с каким-либо другим стихотворением ; в) проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора; г) объяснить роль каких-либо поэтических средств в стихотворении.
В последних двух случаях, если вы не особо сильны в поэзии, вам стоит еще раз трезво оценить свои силы — потом будет поздно.
Правило седьмое. Самый большой подводный камень, подстерегающий вас при анализе лирики, состоит в том, что для сочинений на эту тему нельзя предложить единого типового плана. Как правило, учителя советуют выделить в рассуждении несколько обязательных элементов:
1) время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора; 2) тема стихотворения , особенности жанра , идея произведения; 3) образы, использованные в данном стихотворении; 4) средства их создания , метрика стихотворения как художественное средство; 5) композиция произведения.
Последовательность изложения этих пунктов может варьироваться по вашему усмотрению. Если, например, композиция стихотворения построена на ярко выраженной антитезе , речь об этом возникнет гораздо раньше, едва только вы коснетесь основных образов.
При сопоставлении двух произведений необходимо, само собой, вынести на первый план сходное и резко контрастирующее, разные подходы к одной общей идее .
Если вам необходимо проследить определенную идею, в работе должны быть упомянуты в порядке их написания несколько стихотворений. Место, которое вы уделяете каждому из них, в этом случае, естественно, сокращается.
И наконец, если вы занимаетесь исследованием поэтических средств, ваша работа превращается в некое эссе по теории литературы, где должны быть приведены достаточно четкие определения тропов , отмечены и объяснены обычное их употребление автором и конкретные особенности вашего стихотворения. Такая работа требует недюжинной подготовки и хорошего литературного чутья.
И напоследок огромная просьба. Никогда не пользуйтесь шпаргалками. Вас «вычислят» в любом случае! Даже если вы неожиданно стали счастливым обладателем секретной книги «250 суперновых золотых сочинений» и выучили ее наизусть со всеми знаками препинания , если вам попалась книжка без опечаток и в вашем арсенале случайно оказалось сочинение, идеально подходящее по теме, не спешите радоваться.
Откровенно говоря, большинство работ, помещенных в подобных сборниках , по своему содержанию тянут на твердую тройку. А кроме того, за одиннадцать лет вашего пребывания в школе учителя в достаточной мере изучили ваш стиль, примерный уровень ваших работ и даже ваши типичные ошибки, а чудес, как известно, не бывает. Так что, если вам не удалось стать отличником, хотя бы останьтесь в памяти своих наставников честным человеком.
Внимание! Анализ лирики