Внутренний конфликт в лирике Лины Костенко
Внутренний конфликт произведения — это борьба лирической героини с собой, со своей страстью. В этой борьбе она мобилизирует все силы, всю способность делать сопротивление неугомонному любовному влеченью. Пока еще Она держится. Но Она — женщина. Она — слабая. Он молчит, не слышит ее мольбы. От него нет помощи. И Она ломается, кажется на волю судьбы. Момент излома четко зафиксирован : » еще пока могу но уже не могу».
Перед нами — психологическая драма, показанная на миниатюрной, как для драмы, текстовой площади в 12 строк. «Это тихое сияние над моей судьбой…». А вот другая драма. А может и не драма, а просто история любви, кульминационные моменты:
Я очень тяжело Вами отболела.
Это все было как бред, как сон.
Любовь подкралась тихо, как Далила
А ум спал, доверчивый Самсон.
Теперь пора прощаться нам. Будни.
На белых окнах замерзли миражи.
И как мы будем, как теперь мы будем? !
Такие уже родные, и такие чужие.
Это очень целостная история любви. В ней есть начало, развитие и завершение. Она закодирована в 8 — строчный текст. Воспринять поэзию — это «разбавить», декодировать спрессованную в нем художественную информацию. Что и попробуем сделать.
Сначала узнаем о силе любви. Она, лирическая героиня «тяжко отболела им.» Любовь принесла много боли и страдания. Эмоциональное напряжение было таким высоким, что в настоящий момент, когда она уже в известной мере угасла, все же осталась в памяти » как бред, как сон». Психологически точно воспроизведено зарождение любви — она повилась не сразу, а постепенно и не контролировалась умом.
Любовь уже перешла свой апогей. Но она еще живет «тленно» («Любви улыбка цветет раз, еще и тленно», — П. Тычина). Она пригасает, даже исчезает в буднях. Однако ежесекундно способна вспыхнуть. То привычная форма его тления во времени. Поэзия замечательно воспроизводит это состояние. Лирическая героиня готова к разлуке. В какой-то очень будничный момент («Будни») ей кажется, что прощание состоится легко, без боли. Однако это не так, потому что именно в момент прощания едва теплящееся, пригашенное буднями чувства опять вспыхнет с определенной силой, и тогда откроется боль потери, боль одинокого существования без любви, без Него.
И как мы будем, как теперь мы будем?
Такие уже родные и такие чужие.
Обращает на себя внимание исключительная глубина фразы «И как мы будем, как теперь мы будем? В которой размытость интонации абсолютно гармонизована с размытостью содержания. Фраза » такие уже родные и такие чужие» поразительно точно и емко выражает чувственное состояние двух людей, которые переживают любовь в ее «тленной», погасающей стадии: они «уже родные», потому что любовь сроднила их, но в то же время, с угасанием чувства, они все более чувствуют в своих чувствах холод отчужденности. И в самом деле — удивительная она мастер слова, Лина Костенко.!
Но если бы поэзия и завершилась этими двумя строками, то мы имели бы еще одну, блестяще сделанную лирическую миниатюру на банальную тему » любовь — прощание» Банальность эта мозолила бы, ей не возможно было бы скрыться даже за филигранным мастерством Лини Костенко. Третья строфа вносит в эту тему нетрадиционный мотив, который снимает ощущение банальности темы:
Эта сказка дней — она была недолгой.
Этот светлый сон пошел без возврата.
Это тихое сияние над моей судьбой!
оно осталось на всю жизнь.
Поэтический рассказ об угасании чувства превратился в светлый гимн любви. Любовь, пусть даже такая, которая приносит боль (возможна ли настоящая любовь, которая бы не сопровождалась душевным страданием?!), — это все равно «сказка дней»,» светлый сон» в жизни лирической героини. Она облагораживает существование человека в этом мире, стоя «тихим сиянием» над ее судьбой.
Если же тексты отдельных поэзий Лини Костенко нельзя развернуть в целостной истории, то они выделяются другим, не менее привлекательным качеством, а именно: навеивают определенное настроение, смысл, который легко входит в сознание, как, бывает, входит, и остается, и начинает звучать в тебе прекрасная музыкальная мелодия. Вот одна из таких лирических миниатюр, что наделена сильной суггестивной способностью:
Осенний день березами начавшись.
Разбейте печаль свои деревья.
Я думаю о тебе все мое время.
Но об этом не нужно говорить.
Ты придешь снова. Мы будем на «вы».
Неповторимое ли можно повторить?
В моих глазах свою грусть переплыви.
Но об этом не нужно говорить.
Пусть будет так, как я себе велю.
Свои будни сердца будем творить.
Я Вас люблю, о как я Вас люблю!
Но об этом не нужно говорить.
Миниатюра достаточно сложна за своей поэтической техникой. Элементы пейзажа навеивают «осенний » настроение, предоставляют произведению соответствующей эмоциональной тональности. Поэзия окутанная дымкой таинственностью, какой-то недосказанностью. Все это притягивает к себе, очаровывает, возбуждает внимание и чувство. Прекрасной мелодией звучат такие откровенные, такие интонационно выразительные слова:» Я Вас люблю, о как я Вас люблю!»
Внутренний конфликт в лирике Лины Костенко