Волшебные картины природы поэме «Руслан и Людмила»
Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин работал над ней в течение трех лет. Поэма представляет собой как бы синтез ранних поэтических исканий попа. Вместе с тем «Руслан и Людмила» — определенный рубеж в развитии русской литературы, русской поэзии начала века, введение и новый период развития русской литературы, ознаменованный торжеством романтизма. Поэма «Руслан и Людмила» создается Пушкиным в противоположность старой поэме как в ее героическом, так и в ироикомическом жанре. Своей поэмой Пушкин вступал в творческое соревнование и с Жуковским как автором волшебно-романтической поэмы «Двенадцать спящих дев», написанной в мистическом духе (Пушкин пародирует ее в IV песне своей поэмы).
Интерес Пушкина к древнерусской истории усилился в связи с выходом в 1818 г. первых восьми томов «Истории государства Российского» Карамзина. Пушкин с жадностью прочитал труд Карамзина. В поэме «Руслан и Людмила» чувствуются отголоски этого чтения, в частности в изображении борьбы Киева с осаждающими по печенегами. Материалом для поэмы Пушкина послужил также сборник «Древние российские стихотворения» Кирши Данилова и сборники сказок. Современникам казалось, что в поэме «Руслан и Людмила» воссоздан облик и дух старины. В изображении пира у Владимира действительно воплощен русский дух — «здесь Русью пахнет». Все же исторического в поэме очень мало, хотя в ней ощутимо стремление к народности, которое рано проявляется в поэзии Пушкина. Позднее, когда Пушкин глубоко овладел духом русской старины, им был присоединен к поэме написанный в 1825 г. знаменитый пролог «У лукоморья дуб зеленый…», дающий поэтический свод русских сказочных мотивов.
По сравнению с волшебным эпосом классицизма поэма «Руслан и Людмила» явилась новым шагом вперед в развитии жанра поэмы, примечательно новым, романтическим изображением человека. Пушкин дает индивидуальные характеристики героям поэмы. В образе Руслана Пушкин стремится воссоздать черты русского богатыря: смелость, силу, патриотизм. В самих его приключениях использованы былинные мотивы. Все же Руслан слабо напоминает древнерусского богатыря.
Людмила — это девушка времен самого Пушкина, кокетливая и несколько легкомысленная, милая и беспечная. Пушкин вводит в поэму комический тип Фарлафа, романтические фигуры Рогдая и молодого хана Ратмира. В поэме фигурируют и сказочные персонажи, олицетворяющие добро (старый Финн) и зло (его противница Наина). Светлое начало жизни побеждает темное и мрачное. Свободное изображение радостей земной любви противостоит ханжеской морали.
Художественно новаторскими достижениями поэмы явились волшебные картины природы, вместо тяжеловесной риторики легкость и изящество стиля, звучный и плавный, необычный для жанра поэмы стих четырехстопного и рифмованного ямба, богатство и свобода рифмовки. В повествование о приключениях героев включены лирические размышления самого автора. Поэма «Руслан и Людмила» заключала в себе все достижения пушкинской поэзии лицейской и петербургской поры — анакреонтические и элегические мотивы, романтические настроения и раздумья по поводу жизни и интерес к русской народности, разговорному языку и просторечию.
Пушкинская поэма означала разрушение старой, классицистической поэтики. Вот почему выход поэмы вызвал ожесточенные литературные споры. Ни одно произведение Пушкина не произвело столько шума и криков, как «Руслан и Людмила». Но большинство читателей встретили поэму с восторгом. Восхищенный Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». В творческом развитии Пушкина поэма «Руслан и Людмила» явилась переходом к романтизму.
Волшебные картины природы поэме «Руслан и Людмила»