Воплощение человеческих чувств в лирике Есенина
У каждого в жизни бывают минуты, когда хочется забыть о проблемах и погрузиться в иной мир — мир поэзии. Тогда мы открываем сборник любимого поэта и вступаем в диалог с его душой, которая живет в стихах. Сегодня мы откроем для себя Есенина. Поэт прожил очень короткую, но яркую, плодотворную жизнь, оставил нам огромное поэтическое наследство, которое стало достоянием мировой культуры. Природа — душа есенинских стихов, она — источник его поэтического вдохновения. Почти в каждом стихотворении поэт рисует картины природы, которые аккомпанируют его чувствам. Природа в поэзиях Есенина в постоянном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии. Черемуха у него спит, вербы плачут, тополя шепчут, «загрустили девушки — пихты».
Есенинская природа является воплощением человеческих чувств. Это позволяет автору глубоко отображать любовь к жизни, сравнивать явления природы с коллизиями человеческого бытия:
Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова…
Тема родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, поэтому, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам и рекам. Природа у поэта живая, она дышит, живет, говорит… Для нее он находит яркие краски. Больше всего стихов — о природе. Поэт глубоко ощущает красоту, величие природы и грусть о том, что эта красота мимолетная.
Каждый раз, когда читаешь стихи, С. Есенина, ощущаешь, будто душой затрагиваешь природу, ее живописные виды. Но более всего ему удалось воспеть образ дерева. В народных пересказах дерево — символ жизни, энергии человека. «Все от дерева», — так говорил Есенин. Дерево — это вселенная, вершина его — солнце, корни — земля, а ствол — люди. Береза — символ девичьей красы: нежности, хрупкости и неприкосновенной красоты. Любимое дерево Есенина — черемуха. Это замечательное украшение наших парков, скверов и пригородных лесов. С расцветом черемухи приходит настоящая весна со всем разноцветьем цветов и трав. В своем стихотворении Есенин это хорошо показал. «Зеленая прическа», «в траве зеленой», «болотный омут», «холод осени синий», «голубая Русь», «синее небо», «синий сумрак». «Голубизна» — типично есенинская стихия. Она разливается волнами в стихах. И поэт не боится ни повторов, ни однообразия своих эпитетов: он ими пользуется не потому, что поэтической фантазии маловато, а потому, что не хочет и не может говорить иначе. У него все синее и лазурное: окна, долины и поля, осень и звоны, глаза и взгляды.
Цветная гамма широкая, и богатая. Доминируют синий, золотой, красный. Нет темных цветов. Как каждый поэт или писатель, Сергей Есенин использует в своих произведениях разнообразные художественные средства: сравнение («все пройдет, как с белых яблонь дым», метафоры (отзвучала дубрава, журавли не жалеют, дух полыхал…), эпитеты (золотая дубрава, небо вечернее..), персонификацию. Окружающий мир в поэзии Есенина находится в постоянном кругообороте, в переходе из одного состояния в другое. Отсюда большое количество отглагольных форм. Например, месяц, который сравнивается с кудрявым ягненком, гуляет по голубой траве. Художественный образ имеет своеобразную типичную есенинскую структуру: сравнение двух предметов по общим признакам («седина маячливого дня » — цвет, «кудрявый ягненок — месяц» — форма). Простейшие метафоры действия и состояния («умирает тучка», «звенит колосок») встречаются редко. Чаще они конкретизируются с помощью метафорического дополнения («сумерки лизали золото солнца»): предметная метафора объединяется глаголом (лизать), чтобы образовать неделимое целое.
Именно для лучшего восприятия окружающего мира, звезд, цветов, деревьев как чего-то, что наделено душой, находится в постоянном движении, и перевоплощение одного в другое Есенин использует эти художественные средства. Язык у поэта особый, он наполнен художественными средствами, которые «ведут» стих: «На небном синем блюдце», «через трещину тянутся в бокалах пальцы косогора».
К сожалению, мы на космической скорости отдаляемся все дальше и дальше от поэзии, мы обменяли сочувствие на равнодушие, наивность на цинизм, а в скором времени будем иметь компьютерный мозг и синтетическое сердце. Чтобы этого не произошло, необходимо породниться с природой, слышать и видеть ее, оберегать, любоваться ею и читать стихи таких поэтов, как Пушкин, Есенин, Шевченко…
Животные в стихах Есенина не аллегорические, как в баснях, а наши братья меньшие, у которых своя жизнь, заботы, горе, радость. Горький писал: «Есенин первый в русской литературе так умело и с такой любовью писал в животных.» Среди живых существ у поэта на первом месте пернатые — журавли, вороны, лебеди, соловьи, грачи, совы, а также домашние животные — кони, коровы, собаки. Есенин с нежностью и уважением относился к животным. В стихах он часто описывал жестокое отношение людей к братьям нашим меньшим, осуждал это. Есенин словно сетовал, что животных не знают, «в чем смысл жизни и чего стоит жить на свете белом.»
Поэт пишет о животных с любовью, воспринимает их как неотъемлемую часть природы. (Когда читал «Песню о собаке», у него котились слезы). В стихотворении «Песня о собаке» автор изображает чувство обиженного животного и человеческую жестокость. Этот стих вызывает сочувствие к собаке и неприязнь к хозяину, который утопил на глазах собаки-матери ее щенков. Есенин приближает переживания животных к переживаниям человека — в этом сила его поэтического таланта. Автор показывает в поэзии, насколько бессердечны люди, которые потеряли доброту, милосердие. Поэт создает блестящие поэтические образы — например, месяц напоминает щенка, который свернулся в клубок. Молодой месяц то прячется, то появляется — он играется, будто щенок.
Артист Московского Художественного театра В. Г. Качалов, вспоминая свою первую встречу с Есениным, которая состоялась весной 1925 г., пишет: «Временам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня… Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». «Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо». Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».
Поэт выполнил обещание — поэтом было написано замечательное стихотворение «Собаке Качалова». Цветная палитра поэзии Есенина ввобрала в себя традиционное русское соцветие, цвета русских икон — синий, красный, золотой, зеленый. Золотой цвет указывает на божественное начало, духовность. Зеленый — символизирует жизнь, осуществление надежд; красный — настоящую любовь к людям, возможность принять страдание во имя людей; голубой — символ божественного великолепия.
Например: «алый цвет зари», «багряный закат», «малиновое поле», «рог золотой», «звезды золотые», «хвойной позолотой», «медовый дым», «осень рыжая», «рыжеволосую косу», «золотокарий омут».
Воплощение человеческих чувств в лирике Есенина