Вопросы литературы
В июльско-августовском номере «Вопросов литературы» немало материалов, которые пригодятся словеснику для его повседневной работы, а не только для повышения своего профессионального уровня .
В рубрике «Над строками одного произведения» помещена статьи О. Г. Лазареску «Часть текста: Функция предисловий в романе «Герой нашего времени»», а в разделе «История русской литературы» — статья С. В. Невольниченко «Мир и антимир Запорожья в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»». В. В. Абашев выступает с оригинальной работой «Урал как предчувствие: Заметки о геопоэтике Бориса Пастернака», в чем ему, впрочем, не уступает Е. А. Сливкин («Катарский миф о небесном двойнике в драме Александра Блока «Роза и крест»». Поясним, что катарами — от греческого «чистые» — изначально именовали жителей Южной Франции — альбигойцев.
Катары полагали, что все формы материи были созданы сатаной, а души и свет — Богом).
Открывающая номер переписка между выдающимся математиком академиком А. Н. Колмогоровым и стиховедом А. П. Квятковским даст богатейший материал для обсуждения не только в гимназиях и лицеях, но и в классах с углубленным изучением точных наук, прежде всего — математики. Тем более что эту публикацию сопровождает аналитическое послесловие популярного современного поэта и исследователя поэзии Данилы Давыдова.
Проблемам современной поэзии и ее критики посвящена большая подборка статей в сентябрьско-октябрьском номере «Вопросов литературы» , в частности, здесь помещена большая статья молодого ученого В. И. Козлова «Жанровое мышление современной поэзии». Впрочем, в последние годы журнал вообще много печатает молодых — очевидно, это осознанная программа, направленная на обновление нашей науки о литературе. Особенно приятно видеть на страницах «ВЛ» имя Елены Погорелой, работы которой мы печатали, когда Лена была еще школьницей и при том победительницей многих литературных олимпиад .
Любители литературных схваток не пройдут мимо рубрики «Полемика» в том же № 5, где продолжается острое обсуждение проблем современных публикаций. В редакционном вступлении основные из них названы. Это сохраняющиеся трудности доступа исследователей к архивным материалам, резкое падение уровня комментариев, смешение научности и бульварности во многих публикациях.
В связи с этим как пример добросовестных публикаций можно рассматривать материалы, помещенные в реферируемых номерах : «Мейерхольд — великий и ужасный: Устные воспоминания писателя В. Е. Ардова о В. Э. Мейерхольде» и «Александр Урусов.
Тайная архитектура «Цветов зла»» — русский перевод статьи популярного русского интеллектуала конца XIX века, адвоката князя А. И. Урусова .
Из других публикаций в этих номерах «ВЛ».
№ 4. Т. Э. Ратькина «Анализ или насмешка?: «Фантастическое литературоведение» в контексте полемики о специфике познания в гуманитарных науках»; А. В. Марков «Капкан филологии: Жанр письма от чужого лица в традиции филологического чтения»; И. Б. Непомнящий «Возрожденец: О поздней лирике Льва Озерова»; Ю. Я. Барабаш «Украина Тараса Шевченко: словообраз, дискурс, «текст»»; И. В. Савельзон «Маскарад в зеркальной комнате «; Д. О. Клинг «Повесть В. Гроссмана «Добро вам!»: Способ повествования и концепция творчества»; О. Ю. Анцыферова «Университетский роман: жизнь и законы».
№ 5. И. В. Кондаков «По ту сторону слова «; Н. Д. Тамарченко «М. Бахтин и П. Медведев: судьба «Введения в поэтику»»; Т. Г. Прохорова, В. Б. Шамина «»Декоратор» Акунина, или Феномен коллекционирования в прозе постмодернизма» ; О. А. Лекманов «»Я говорю с эпохою»: Газетный фон стихов Осипа Мандельштама 1935 года»; В. А. Бачинин «Поэтическая социография постмодерна: археология барачного «подполья»»; Н. Л. Лейдерман «Кровавый карнавал. «Поэмы в прозе» 1920-х годов: Поэтика и семантика».
В завершение наших обзоров «ВЛ» мы обычно даем какие-то юмористические миниатюры из постоянной рубрики журнала «В шутку и всерьез». Она по-прежнему на своем месте, но сегодня немного отступим от традиции. В № 4 опубликованы очень насыщенные воспоминания Эмиля Казанджана «Глазами библиофила». Из множества живых деталей и характеристик, содержащихся здесь, приведем одну:
«1953-1955. Сталина уже нет, но в букинистических магазинах все еще вырезают предисловия, скажем, Каменева к «Мастерству Гоголя» или Пиотровского в изданиях Академии. Литературных авторитетов, маяков практически нет. «На безрыбье» флагманом воспринимается Эренбург с его «Оттепелью» «.
Вопросы литературы