Возникновение жанрово-стилевого течения
Многое из того, что впервые заявило о себе в 20-е годы, получило мощный импульс в период 30-х годов. Возникли жанрово-стилевые течения, которых не было прежде. Так, например, расширение этического диапазона, углубление исторического мышления привели к более органическому проникновению эпического содержания во все поэтические роды и, как следствие этого, к насыщению стилевой ткани произведений философским началом. Не случайно именно на 30-е годы приходится расцвет эпического искусства, философского романа и драмы.
Утверждение нового — процесс сложный и противоречивый. Были свои трудности и в эпоху 30-х годов. Бурное развитие очеркового и документального искусства вызвало сочетание жанровых форм в прозе (роман-очерк, роман-исследование), поэзии (производственная поэма), драме (пьеса-рапорт). Далеко не все попытки были удачными, но сам поиск раздвигал границы творческих возможностей. Отрыву буржуазно-модернистского искусства от жизни, его курсу на деэстетизацию и дегуманизацию противостояли крепнущие связи литературы социалистического реализма с жизнью народа.
Советское искусство, интенсивно формирующее собственную традицию, начинает оказывать все возрастающее воздействие на эстетическую мысль XX в. Это, прежде всего произведения широкого эпического масштаба: романы М. Горького, М. Шолохова, А. Толстого. Если в 20-е годы ознакомление с искусством нового мира начиналось с поэзии, то теперь и проза все более прочно завоевывает авторитет и признание на всех континентах земного шара. Господство прозы, прежде всего крупных прозаических жанров, отчетливо наметившееся уже со второй половины 20-х годов, — фактор, определивший стержневое направление в эстетическом освоении эпохи.
Как известно, тема дворянства в русской литературе отразила несколько основных этапов. Пушкин и Лермонтов воссоздали образы «лишних людей», воплотивших противоречивый процесс эволюции представителей господствующего класса. У Гоголя уже показано начало оскудения поместного дворянства. У Тургенева поэзия цветущих садов, акварельная дымка золотой осени усиливают грусть писателя об угасании «дворянских гнезд». Салтыков-Щедрин и Чехов с неумолимостью и точностью социальных диагностов показывают распад, разложение дворянства — физическое и нравственное.
А. Толстой в цикле «Под старыми липами», в романах «Чудаки» и «Хромой барин» фиксирует конечную стадию разложения помещичьего быта и нравственного опустошения последнего поколения российского дворянина. Если И. Бунин воспринял уход с исторической арены дворянства трагически, то А. Толстой воссоздает с большой сатирической силой вереницу самодуров, насильников, пьяниц и тунеядцев.
Возникновение жанрово-стилевого течения