Времена года в поэзии, музыке и живописи
Урок в 5-м классе
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Н. Заболоцкий
Класс заранее поделен на четыре группы:
1) Осень, 2) Зима, 3) Весна, 4) Лето.
Каждая группа должна представить на уроке предложенное время года.
Задания для групп
1. Нарисовать рисунок.
2. Выучить наизусть стихотворение, описывающее то или иное время года.
3. Рассказать о картине.
4. Найти пословицы и поговорки о временах года.
5. Сочинить стихотворение и рассказ.
Слово учителя. Поэты, писатели и художники часто в своем творчестве обращались к природе, находя в ней красоту и неповторимую прелесть. Они передавали свои чувства через слова, звуки и цвета.
Послушайте музыкальный отрывок из цикла «Времена года» композитора Антонио Вивальди. Попытайтесь определить, какое время года изображено в этом музыкальном фрагменте.
«Весна на поэтическом языке есть Утро года; подобно заре, выводящей ясное солнце из темных затворов ночи, она выводит его из-за туманов зимы» .
Весна — пробуждение жизни. Весенние дожди даже послужили прообразом сказочной мертвой и живой воды. Они сначала смывают остатки снега — «соединяют рассеченное тело земли», затем как бы «вливают» в нее жизнь, позволяя зазеленеть первым всходам.
Слово учителя. Лето — любимое время года многих писателей, поэтов, художников и композиторов. Песни соловья; таинственный шелест деревьев в лесу, запах цветов; яркая синева неба; ослепительные лучи летнего солнца; цветущие луга; лесные озера, заросшие травой; косяки журавлей — все это становится темой стихов, картин, музыкальных этюдов.
Любили рисовать летние пейзажи художники Поленов, Левитан, Шишкин.
Слово учителя. Осень — вечер года. Осенняя природа навевает грусть, но один из самых известных русских поэтов очень любил осень.
Назовите имя этого поэта.
Слово учителя. Зима в народных представлениях ассоциировалась всегда с такими понятиями, как ночь, мрак, тучи, смерть. Снега сравнивались с белым саваном, покрывшим землю, в которой до весны замерла жизнь.
Но в творчестве некоторых поэтов и художников зима совсем другая.
Задание для всех четырех групп. Напишите мини-сочинение на тему «Что вы представляли себе, слушая музыку А. Вивальди?»
Итог урока
Обращение к эпиграфу: «Как вы понимаете слова Н. Заболоцкого?»
Слово учителя. Только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, уметь восхищаться ею. Произведения о природе оставляют в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.
Такой урок дает простор творческой фантазии детей. На этом уроке у ребят есть возможность раскрыть свои таланты: кто-то из них хорошо рисует, кто-то прекрасно читает стихи, другие любят сочинять рассказы…
Подготовка к уроку ведется заранее; задания внутри групп распределяются самими детьми. Они продумывают все до мелочей: от оформления класса до костюмов, в которые будут одеты.
Домашнее задание
1. К данным картинам подобрать стихи:
1 группа — Куинджи. «Облако»;
2 группа — Левитан. «Золотая осень»;
3 группа — Шишкин. «Рожь»;
4 группа — Юон. «Волшебница зима».
2. Выучить наизусть стихотворение.
Сочинение
Что я представляю, слушая музыку А. Вивальди?
Когда я слушаю музыку замечательного композитора Антонио Вивальди, я как будто попадаю в сказочный зимний лес. Мне представляется тихое морозное утро, плавное кружение снежинок в воздухе. Я чувствую легкое дуновение свежего морозного ветерка, прохладу солнечного зимнего утра. Мне кажется, что солнце светит все ярче и ярче, появляются отблески перламутра на снегу.
Я вижу, как блестят разноцветные искорки инея, как падают на снег фиолетовые тени деревьев. Ближе к полудню легкое дуновение ветерка переходит в разбушевавшуюся вьюгу. При этом я ощущаю холод, возникает чувство грусти. Яркое небо затягивают темные облака. Переливы мелодии становятся тише.
Солнце уже зашло за горизонт. На землю падают крупные хлопья снега.
Сергей Ширяев
Пословицы и поговорки
Весна
1. Весенний день год кормит.
2. Апрель с водой, май с травой.
3. Весна красна цветами, а осень — пирогами.
4. Весна да осень — на дню погод восемь.
5. Весною сутки мочит, а час сушит.
6. Как в мае дождь, так будет рожь.
7. Май холодный — год голодный.
8. Весна и червяка живит.
Лето
1. Худое лето, коли сена нету.
2. Что летом родится, то зимой пригодится.
3. Лето пролежишь — зимой с сумкой побежишь.
4. Красное лето — зеленый покой.
5. Летний день — за зимнюю неделю.
6. Летом не потопаешь, зимой не полопаешь.
Зима
1. Много снега — много хлеба, много воды — много травы.
2. В зимний холод всякий молод.
3. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
4. Мороз не велик, да стоять не велит.
5. Холодная зима — жаркое лето.
6. Был бы снежок, так скатаем комок.
7. Где снег, там и след.
8. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
9. Январь — году начало, зиме — середина.
10. Январю — морозы, февралю — метели.
Осень
1. Осень — припасиха, зима — прибериха.
2. Холоден сентябрь, да сыт.
3. Осень-то матка: кисель да блины, а весною-то сиди, сиди да гляди!
4. В осень и у вороны копна, не только у тетерева.
5. Осенней озими в закромы не кладут.
6. Осень говорит: «Гнило», а весна: «Мило, лишь бы было».
Времена года в поэзии, музыке и живописи