Все дороги ведут в Петербург
Составной частью синхронизированного курса «История-Литература-МХК», разработанного в ЭМЛи № 29, являются образовательные поездки в Санкт-Петербург. Они проводятся совместно с питерским Центром культурно-образовательных инициатив «Среда», который помогает школьникам разного возраста прочитать город как книгу. «Город в подарок» — так называется одна из базовых программ центра. Говорящее название.
О работе центра, культурно-образовательных программах, которые предлагаются в помощь учителям гуманитарных предметов, нам рассказал Геннадий Николаевич ГОЛОВАНОВ, руководитель центра «Среда».
Как учат путешествовать?
Среда — это не только день недели. Среда — это мир, окружающий человека. Помочь ребенку освоить этот мир и освоиться в нем — главная задача программ Центра культурно-образовательных инициатив «Среда».
Мы думаем, что лучшее средство для этого — путешествие.
Путешествия для школьников организуют многие, но почти никто не Учит их путешествовать : наблюдать, исследовать, «делать открытия». Наши программы позволяют ребенку освоить увлекательную «науку путешествия». И лучше всего изучать эту науку по необычному, живому учебнику — городу Санкт-Петербургу.
Этот город достоин удивления, он неуловим и странен, и, наверное, поэтому ни уроки, ни традиционные экскурсии не позволяют приблизиться к его пониманию. И вот, чтобы «открытие города» состоялось, мы разработали целый цикл программ, которые помогают, приехав в Петербург на несколько дней, полностью окунуться в удивительную Городскую среду. Вместе с детьми мы путешествуем по Санкт-Петербургу и его пригородам, погружаясь в различные историко-культурные эпохи. Школьники учатся ориентироваться, исследовать городские объекты, реконструировать исторические события.
Они постигают законы красоты и гармонии, изучают коллекции петербургских музеев, ищут следы исторических персонажей и литературных героев, пытаются разобраться в многочисленных отражениях города.
Каждый день программы начинается с Краткого вводного занятия. Затем, разделившись на небольшие команды , под руководством кураторов-групповодов школьники отправляются на Маршруты — пешеходные прогулки, во время которых они исследуют город. Маршрутный лист и карта города помогают им не сбиться с пути.
Сопровождающие группу взрослые выступают не в качестве экскурсоводов, а как помощники, направляющие и организующие деятельность группы.
Продолжением маршрута обычно становится Посещение музеев. Подведение итогов дня носит название «защиты» и может проходить в самых разных формах: ролевая игра, дискуссия, аукцион, творческая мастерская, блиц-турнир и т. д. В некоторых игровых днях «защита» проводится в музее . Суть защиты — обсуждение всего, что удалось найти и узнать в течение дня: что поразило, что стало открытием.
Одним из важных стимулов работы детей становится элемент соревновательности при оценке работы групп.
Центр «Среда» был создан в 1990 году, и с тех пор у нас в гостях побывало уже более 15 000 школьников из разных городов России. Наши постоянные партнеры и друзья, которые включили посещение Петербурга в свои учебные планы и программы — это ЭМЛи № 29, гимназия № 56, ИЕГЛ «Школа-30» , гимназии № 2 и № 120 , школа № 2 .
По особым программам
Все предлагаемые нами культурно-образовательные программы обладают некоторыми общими чертами:
— основу каждой программы составляет метод Образовательного путешествия ;
— в основе всех программ — Игра, в ходе которой школьники ищут ответы на непростые вопросы прошлого и настоящего;
— каждая из программ состоит из Набора игровых дней, который может варьироваться в зависимости от возраста учащихся, специализации школ и содержания учебного курса;
— игровые дни для каждой группы подбираются таким образом, чтобы путешественники увидели Разнообразные «лики» города — дома, люди, события; история, архитектура, литература, техника… Город предстает не просто как набор достопримечательностей, но как целостное и многогранное явление — феномен мировой культуры, отражающий различные стороны человеческого бытия;
— все программы центра «Среда» согласованы с содержанием школьных дисциплин и великолепно Дополняют базисный курс практически всех изучаемых в школе предметов;
— все Программы взаимодополняют друг друга, но при этом каждая может реализовываться самостоятельно.
«Что во граде?»
Так называется наша программа для детей среднего школьного возраста . Ребята учатся ориентироваться в городском пространстве и воспринимать город как единый культурный феномен.
Игровые дни «Каменные лики», «Атланты и кариатиды», «Как город сочинился» рассказывают о том, что город может быть не только уникальным памятником культуры, но и увлекательным «живым» учебником. В эти дни школьники посещают Петропавловскую крепость, музей Академии художеств, а также музеи «Нарвская застава» и «Невская застава».
День «Легенды и символы Петербурга» раскрывает роль города в истории и культуре России и включает посещение Исаакиевского собора.
Игровые дни «Петербург — город мира», «Петербургские музы», «Православный Петербург» представляют город как одну из крупнейших мировых столиц, тесно связанную с культурой всех времен и народов. Подтверждение этого школьники находят в Эрмитаже, Русском музее и храме Спаса на Крови.
Герои дней «Невская битва», «Знаменитые петербуржцы» — те, кто оставил свой неизгладимый след в истории Петербурга и России. О них школьники узнают в Александро-Невской лавре, музеях Некрасова, Римского-Корсакова, Суворова.
Маршруты дня «Город в военном мундире» Проходят по местам, где в памятниках и мемориальных досках живет история славного военного прошлого Родины .
«Книга ведет по городу» — в этот день спутниками школьников становятся герои волшебной повести А. Погорельского «Черная курица». Почувствовать таинственную атмосферу повести помогают интерьеры Михайловского замка.
В игровой день «Дома заговорили» Школьники путешествуют во времени, гуляют по улицам пушкинского Петербурга, читают произведения А. С. Пушкина и посещают музей-квартиру поэта на Мойке, 12.
«Невский, всемогущий Невский» . В этот день участники программы шагают по городу вслед за героями повестей Н. В. Гоголя и знакомятся с коллекцией Литературного музея Пушкинского Дома.
Уникальные пригороды Петербурга — Пушкин и Петродворец — раскрываются перед школьниками в игровых днях «Лицейские мудрецы» И «Фонтанных дел мастера» .
«Город в подарок»
Культурно-образовательная программа «Город в подарок» знакомит с историей, культурой, искусством, наукой, техникой Санкт-Петербурга и России XVIII-XX веков. Школьники с картой в руках разгадывают тайны бывшей столицы огромной Российской империи, изучают коллекции Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств и других музеев, составляющих славу города; проживают день с героями Пушкина, Достоевского, Ахматовой; знакомятся с бытом и культурой жителей старого Петербурга.
Программа делится на три части.
Часть 1 . Петербург XVIII — первой половины XIX века.
Часть 2 . Петербург середины и второй половины XIX века.
Часть 3 . Петербург — Ленинград ХХ века.
Часть 1
Игровой день «Каменные лики» знакомит школьников с историческим центром города и наиболее известными архитектурными сооружениями .
«Феномен Петра» . В этот день участники программы ведут разговор о царе-реформаторе и его деяниях, посещают музей «Домик Петра I».
«Век Екатерины» . День помогает учащимся воссоздать целостный образ екатерининской эпохи и проследить процесс зарождения отечественной литературы в музее Г. Р. Державина. День «Петербург — Дом Роман овых» посвящен аннинскому и елизаветинскому Петербургу, городу Екатерины Великой и Петра III. Школьники знакомятся с искусством XVIII века в залах Русского музея. «Академия трех знатнейших художеств» знакомит школьников с центрами общественной и культурной жизни Северной столицы — Академией художеств, Смольным институтом и Русским музеем. День «Российские Невтоны» ставит вопрос о значении российской науки XVIII века.
Ответы школьники ищут в музее М. В. Ломоносова. «День с героем. Евгений Онегин» . Путешествуя по следам героев А. С. Пушкина, школьники комментируют текст первой главы романа «Евгений Онегин» и посещают музей-квартиру А. С. Пушкина . «Петербург — город мира» . Занятия в Эрмитаже и Кунсткамере помогают детям понять город как часть мира и научиться совершать кругосветные путешествия, используя коллекции шедевров культуры других стран и народов.
Поездка в Царское Село в день «Загородные дворцы Петербурга» знакомит с феноменом загородной царской резиденции.
Часть 2
«Каменные лики — 2» . Посещение Эрмитажа и практическое занятие в центральной части Петербурга знакомят школьников с идеями и особенностями барокко, классицизма, ампира. «14 декабря 1825 года» . Участники программы реконструируют события декабрьского восстания, посещают залы допроса декабристов в Петропавловской крепости и участвуют в увлекательной дискуссии о значении этого дня в истории России.
«Дом Роман овых — 2» . Школьники оценивают вклад в российскую культуру императоров Николая I, Александра II и Александра III, изучают произведения искусства XIX века в залах Русского музея. «Поэзия и проза доходного дома» . Участники программы исследуют феномен петербургского доходного дома — символа эпохи — и осматривают типичный образец доходного дома, в котором ныне расположен Музей печати. «День с героем Достоевского. Родион Раскольников» . Школьники идут по городу по следам героев романа » Преступление и наказание», а затем обсуждают выполненные задания в музее писателя. «Петербург. Империя. Мировая держава» . Тема дня — вхождение России в число мировых держав в ХIХ веке. Школьники посещают музей Географического общества, Военно-морской музей, музей Арктики и Антарктики, музей-квартиру П. К. Козлова. «Волшебный край…» . Посещение императорских театров и связанных с ними музеев помогает участникам программы ощутить театральную атмосферу Петербурга XIX века и исследовать роль театра как центра общественной жизни столицы. «Невский проспект» . День помогает участникам программы воссоздать картину общественной жизни петербуржцев на рубеже XIX и XX веков.
Прекрасным дополнением к образовательным маршрутам по главной магистрали города становится посещение экспозиции в Комендантском доме Петропавловской крепости. «Загородные дворцы Петербурга» . Во время путешествий в Павловск и Петродворец школьники продолжают изучение «серебряного ожерелья Петербурга» — загородных царских резиденций.
Часть 3
«Каменные лики — 3» . Учебная экскурсия по Каменному острову и практическое занятие на улицах города знакомят школьников с идеями и особенностями стиля модерн. Произведения русского изобразительного искусства начала ХХ века школьники изучают в залах Русского музея.
«По сравнению с 1913-м…» . Герои дня — петербуржцы разных слоев населения, представляющие город начала XX века. Школьники узнают об их жизни в музее И. П. Павлова, музее политической истории России, Мраморном дворце, музее-квартире Ф. И. Шаляпина. «Город всех вер» . В плане дня — знакомство с основными мировыми религиями, изучение архитектурных особенностей иноверческих храмов города. Дети посещают музей Истории религии, синагогу, буддийский храм, армянские и католические церкви. «Петербургские обстоятельства. Портрет поэта на фоне города» . В этот день на улицах города и в музее Фонтанного дома школьники знакомятся с творчеством А. А. Ахматовой, обстоятельствами ее жизни и персонажами «Поэмы без героя». «Петербург Блока» посвящен исследованию творчества популярного поэта, его отношению к Петербургу.
Школьники осматривают музей-квартиру А. А. Блока. «Дачный Петербург» . Участники программы едут на Карельский перешеек, чтобы посетить музей-усадьбу И. Е. Репина «Пенаты». «Россия. Год тысяча девятисот семнадцатого-ый» . День посвящен одному из самых неоднозначных событий XX века — Октябрьской революции . День «Мы наш, мы новый мир построим» позволяет школьникам окунуться в атмосферу 20-30-х годов XX столетия, чтобы понять, как складывался и утверждался миф об избранности советского человека . «Ленинградская блокада» . Прослеживая судьбы жителей блокадного города, участники программы ищут ответ на важный вопрос — что помогало выстоять и победить людям в то тяжелое время.
Школьники побывают на Пискаревском мемориале, в музее «А музы не молчали» и музее Обороны Ленинграда.
Путешествовать, чтобы учиться
Нам часто задают вопрос о методе образовательного путешествия. Мы считаем, что путешествие станет образовательным при выполнении нескольких условий:
развитие и становление ребенка, его Личностный рост определяют основные цели путешествия; доминантой путешествия является не столько знакомство с отдельными достопримечательностями, сколько Постижение разнообразных способов освоения мира ; познание мира носит Деятельностный характер и опирается на собственный опыт ребенка; соблюдается Первичность наблюдения и опыта по отношению к информации : текстам учебника, рассказам экскурсовода предшествует активная творческая деятельность учащихся, связанная с освоением объектов окружающего мира, опирающаяся на наблюдение, исследование, проведение опытов или экспериментов; обеспечивается Право выбора учеником форм и методов освоения действительности, а также право принятия самостоятельных решений; детям дается возможность Самим найти ответы на поставленные вопросы, педагог направляет и организует их деятельность, отказываясь от роли всезнающего и объясняющего руководителя; каждый участник путешествия может Свободно высказать свое мнение, основанное на ощущениях, самостоятельно добытых знаниях и собственном опыте; познание мира происходит в процессе Столкновения различных точек зрения, что позволяет ребенку переосмыслить увиденное, сопоставить собственную позицию с иными и скорректировать ее.
Все дороги ведут в Петербург