«Все разваливается» — перемены в культурной жизни во втором десятилетии XX века
Предчувствием близкого «переворота», «апокалипсиса», «конца света» проникнуты не только романы Генриха Манна. В 1911 году Берлинский театр имени Лессинга показал новую пьесу Г. Гауптмана «Крысы», в которой переплетаются комическая линия, связанная с потерпевшим крах театральным директором, и линия трагическая, связанная с бездетной женой каменщика Йона. В конце пьесы Йон выкрикивает слова, символичность и пафос которых, пожалуй, не слишком оправданы предшествующими событиями: «Все сгнило, все здесь разваливается. Все грозит рассыпаться, все подточено крысами и мышами. Все качается и может в любой момент рухнуть, начиная с самого чердака». В романах Гауптмана «Юродивый Эммануэль Квинт» (1910) и «Атлантида» (1912) тема кризиса вновь усиливается апокалипсическими мотивами. В новелле Т. Манна «Смерть в Венеции» (1911) личный кризис героя совпадает со временем, когда ощущается приближение кризиса, грозящего всему европейскому континенту.
Явственные симптомы радикализации в противоположном направлении наблюдались и в той литературе, которая обслуживала интересы правящих классов. Еще в 1907 году Карл Либкнехт писал, что германский милитаризм существует не только в виде германской армии, но и в виде системы насаждения милитаристского духа, который пропитал общественную жизнь и быт целого народа 38. И эта система активно действовала. В 1914 году такие авторы, как Эрнст Лиссауэр и Вальтер Флекс, выпускали книги, сыгравшие немалую роль в воспитании послушного «человеческого материала».
Одним из важных признаков, характеризующих перемены в культурной жизни во втором десятилетии XX века, является объединение молодых писателей и художников в новые группировки. Они были на десять лет моложе поколения авторов, добившихся известности, и о своем несогласии с условиями, сложившимися в искусстве и обществе, заявляли непривычно громко и дерзко, требуя признания для совершенно новых течений в искусстве. В Италии и России их называли футуристами, во Франции и Германии — экспрессионистами. Подъем экспрессионизма, его внутренние разногласия и, наконец, его закат ознаменовали собою сравнительно длительный период в развитии европейской и немецкой литературы, продолжавшийся до середины 20-х годов, хотя, разумеется, этот период не исчерпывался одним направлением. Такие писатели, как К. Штернхейм и Ф. Кафка, вряд ли разделяли мировоззренческие и эстетические принципы экспрессионистов и не примыкали к их кружкам. Однако их произведения обнаруживали те же содержательные и формальные элементы, которые характеризовали литературу второго десятилетия в целом, свидетельствуя о том, что она вступала в фазу перелома.
«Все разваливается» — перемены в культурной жизни во втором десятилетии XX века