Вверх по лестнице, ведущей вниз
Добродетель… не делится на части;
Или она есть, или ее нет.
О. де Бальзак. Отец Горио
Одной из тем замечательного романа Оноре де Бальзака «Отец Горио» является воздействие социальной среды на характер человека. Создавая различные образы, столкновение которых с обществом привело к разным результатам. писатель заставляет нас задумываться, почему это произошло.
Одним из самых интересных и неоднозначных героев романа мне кажется Эжен Растиньяк, Воспитанный в провинции в обедневшей аристократической семье. Он приезжает в Париж, чтобы изучать право. Чрезвычайно привязанный к своим родным: родителям , сестрам, тетушке — Эжен чувствует огромную признательность за то, что им «пришлось обречь себя на тяжелые лишения», чтобы дать ему возможность учиться и жить в Париже. Кажется, что приехавшему из провинции юноше присущи все лучшие черты, какие только могут быть в человеке: Порядочность, благородство, целеустремленность, трудолюбие. Растиньяк готов усердно работать, лишая себя многих удовольствий и развлечений, лишь бы быстрее оправдать надежды, возложенные на него семьей, и встать на ноги.
Однако очень быстро «его ребяческие иллюзии, его провинциальные воззрения исчезли, понятия изменились, а честолюбие безмерно разрослось».
Познакомившись со своей знатной и богатой родственницей госпожой де Босеан, которая ввела его в высший свет, внимательный и наблюдательный Эжен заметил, что здесь правят бал вовсе не честность, Порядочность, трудолюбие, а деньги, связи, хитрость и лицемерие.
Из разговоров с Вотреном и графиней де Босеан молодой человек сделал вывод, что упорная и кропотливая работа совсем не гарантирует человеку в будущем ни хорошей карьеры, ни значительного дохода. В Париже другие ценности, и если хочется быстро добиться успеха, ты должен их принять.
Так Эжен Растиньяк попадает в сети высшего света со всеми своими честолюбивыми мечтами о признании его обществом, «в которое он попал, о возможности быстро и легко разбогатеть. Воспитанный в совершенно иных условиях, юноша пытается сохранить свою внутреннюю чистоту, придерживаться привычных моральных норм, но в мире, где правит капитал, это невозможно: «Моя юность еще чиста, как безоблачное небо, но ты хочешь стать большим человеком или богачом, а разве не значит это идти сознательно на то, чтобы лгать, сгибаться, ползать, снова выпрямляться, льстить и притворяться?»
Когда мы расстаемся с Эженом Растиньяком в конце романа, это все еще честный и порядочный человек, способный возмутиться несправедливостью, душевной черствостью, жестокостью окружающих. Но совесть его уже нечиста, сердце неспокойно. Он сам признал, что «обокрал своих сестер и мать» попросив их выслать крупную сумму денег на приличный для появления в свете костюм , в его голове уже зарождалась мысль о соблазнении бедной, но добродетельной Викторины, которая может сделаться наследницей огромного состояния, да и роль любовника богатой дамы, которую Эжен с радостью принял для утверждения своих позиций в свете, не совсем благочестива.
Так, постепенно попадая под влияние несовершенного общества, Растиньяк отказывается от тех высоких нравственных принципов, которые руководили им до поездки в Париж. Низменное, порочное, опустошающее душу и сердце болото высшего света засосало еще одну, и не самую глупую, жертву.
На последней странице романа Эжен бросает обществу вызов: «А теперь кто победит: я или ты?». Но мне кажется, что ему суждено проиграть, ведь зло и несправедливость нельзя победить их же методами, а других путей Растиньяк не знает.
Вверх по лестнице, ведущей вниз