Высшая власть и ее философия в повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
Повесть «Гобсек» есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей «Человеческой комедии». Повесть «Гобсек» извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, «наглядная». Она содержит в себе сконцентрированную характеристику скупости, и не только реалистически-бытовую, а и, прежде всего, психологическую. Главный герой повести Гобсек — миллионер, ростовщик, один из теневых властителей новой Франции. Одалживая деньги под огромные проценты, он фактически грабит своих «подопечных», унижает их морально и становится властителем их судеб. Гобсек для Бальзака — это живое воплощение той хищнической силы, которая целеустремленно, жестоко и непрерывно пробивается к власти, и писатель делает попытку раскрыть источника возникновения и механизма действия этой страшной силы.
Гобсек не просто занимается своим мерзким «специальностью», он еще и размышляет над ним, анализирует систему возникновения, «кругооборота» золота и его влияния на развитие всего общества и психологию отдельных лиц. Бальзак в этом реалистическом произведении окутывает эту фигуру вместе с тем и определенной вуалью романтической тайны, которой символической обобщенности. Никто не знает прошлого Гобсека и источников возникновения его безграничных богатств. Его современная ежедневная жизнь (как оно представлено в повести) тоже преисполненное тайн, ведь можно лишь догадываться о настоящих масштабах влияния его личности. Даже в будничной, прозаичной атмосфере Гобсек способен вызвать ужас и сразу (своей жалкой внешностью старика, грязного деда, который своими алчными пальцами, хватает золото), однако в глазах вдумчивого человека, которым есть адвокат Дервиль, он способен превратиться и на фигуру отрицательно символическую, на неумолимое воплощение черной власти золота над душами отдельных людей и шире — над судьбой всего общества. Тот же адвокат Дервиль твердит, что Гобсек — внутренне противоречивое существо (у него будто бы соединились органически две разных существа: скряга и философ, лицо «низкая» и чрезвычайно умная, дальновидная). В тот же время, именно Гобсековский Дервиль обязанный своим семейным счастьем.
Анализируя законы современного мира, Гобсек осознал, что главным двигателем, который определяет даже общественно-политическая жизнь к окружающему его миру, есть деньги, золото. Итак, фигура Гобсека — даже из внешней стороны — символ. «Этот мерзкий старец, — говорит Дервиль, — вдруг вырос в моих глазах, стал фигурой фантастической — олицетворением власти золота». Таким образом, фигура Гобсека можно считать и «образом вечным», так как он воплощает в себе сконцентрированную, убийственную характеристику скупости, доказанной к крайним границам. Такие типы уже фигурировали раньше в литературе (к Бальзаку), скажем, фигура Шейлока в пьесе Шекспира «Венецианский купец» или фигура Скупого в одноименной комедии Мольера. Тем не менее, образ Гобсека намного более сложный от его литературных предшественников. Это не просто обычный ростовщик, а еще и философ-аналитик, чей ум способен постигнуть движущие силы буржуазного общества. Гобсек-Личность вместе с тем и целиком реалистическая (в системе своей будничной деятельности), и мрачно романтическая, гротескная, обобщающая. Поэтому золото, которое уже принадлежит Гобсекови и которое он стремится иметь все больше и больше, уже, по сути выходит за пределы его конкретного, бытового понятия.
Слово «Гобсек» означает в переводе «живоед», «глитай». Человек-Гобсек, старый ростовщик умер. И или умер главный «Гобсек» — жажда к обогащению? Посмотрите вокруг…
Высшая власть и ее философия в повести Оноре де Бальзака «Гобсек»