Взаимодействие учителя и ученика в образовательном процессе
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»
«Взаимодействие учителя и ученика в образовательном процессе»
Методическая разработка.
Составила преподаватель 1 квалификационной
Категории Маталасова Валентина Ивановна.
2015 год.
Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта-знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.
В процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях — и всего себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и
Любовь к тому предмету, который он преподает. Любимый учитель, как правило, передает учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.
Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым предметом.
В системе «Ученик — учитель — предмет» учитель оказывает одинаково обращенным как к своему ученику, так и к предмету, который он преподает. Это и обуславливает комплекс личностных и профессиональных качеств, предъявляемых к его деятельности. Дидактические способности учителя заключаются в умении передавать учащимся знания о предмете.
Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.
В звене «Учитель — ученик» ведущее значение приобретают Личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются Коммуникативные и Организаторские способности.
Коммуникативные способности, умение общаться со своими учениками, включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию духовного мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент; умение ясно и четко выражать как содержание преподаваемого им
Предмета, так и свои собственные чувства и настроения. Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика — все это составляет основу для проявления данной способности.
Принципы руководства учителя учеником.
Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида: Авторитарный Стиль Диалогический И
Конформный.
При Авторитарном Стиле общение учителя с учеником содержание сознания учителя как бы вытесняет содержание сознания, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, пожелания и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание. При Диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений и каждый участник стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнера. При Конформистском Стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведет к изменению их собственных позиций, взглядов и мнений.
Положительного воздействия на личность в данном случае не происходит.
Когда беседуют два человека, то их взаимодействие может быть двух видов: Предметно-ролевое И Личностное.
При Первом типе Коммуникации учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего ученику секреты мастерства своей Профессии, оснащая его умениям, знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных действий в изучаемой учеником области. Деловая информация, сообщаемая ученику, не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильными и слабыми сторонами.
При Межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития. В этом случае учитель помогает войти ученику во всеобъемлющий мир культуры, стать значительной личностью. Очень хорошо об этом процессе сказала театральный режиссер и педагог О. Л. Кнебель в книге «Поэзия педагогики»: «Это удивительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь все, чтобы помочь этой личности вылупиться из скорлупы».
Только при этом случае педагог, преподающий тот или иной предмет, из простого преподавателя становится Учителем в высоком значении этого слова, формирующим характер отношения ученика к самому себе, к искусству, другим людям, обществу. Но это возможно только в том случае, если сам учитель постоянно озабочен проблемами своего личностного роста и развития, если он имеет что сказать своему ученику помимо знаний о своем предмете.
Развитию личности ученика способствует Демократический стиль общений, когда учитель признает право ученика на собственную точку зрения и не пытается ее подавить своим авторитетом. Спорные вопросы должны решаться на основе дискуссии, в которой выясняются сильные и слабые стороны той или иной позиции.
Демократический стиль общения учителя и ученика характеризуется следующими особенностями:
— признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;
— построение воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;
— стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие ребенка насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость;
— желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу;
— умением видеть трудности переходного периода и способность педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.
Формирование мотивации в обучении.
Как бы ни было значение хороших межличностных взаимоотношений учителя с учеником, но еще большее значение имеет наличие Внутренней мотивации Процесса познания предмета. Психологические исследования мотивации достижения связаны с именами американских психологов Джона Аткинсона и Дэвида Макклелланда, которые установили, что данный мотив складывается из двух видов мотивации — Стремления к успеху И Избегания неудачи. Если человек показывает низкий уровень стремления к успеху, то это стремление может быть усилено за счет специального тренинга, который включает в себя:
— самоанализ, нахождение в себе сильных и слабых сторон;
— поиск собственного эго-идеала на примере людей, добившихся общественного признания;
— формирование синдрома достижения успеха — быть по возможности лучше других в выполняемом деле, выполнять его с предельной добросовестностью;
— обучение выбору целей как в конкретной ситуации, так и в жизни в целом.
Для повышения мотивации рекомендуется всемирно активизировать внимание учащихся в процессе прохождения курса, подчеркивая при этом его значимость в последующей жизни; воспитывать личность учащихся на примере жизни выдающихся людей, что способствует формированию эго-
Идеала и личностному принятию мотивов учения; привлекать полученные знания к реальным жизненным ситуациям.
Учитель может повысить мотивацию своего ученика в достижении высоких результатов в учебе также в том случае, если он объяснит ему, что причины его неудач кроются не в недостатке способностей, а в Недостаточности приложенных усилий. Чаще всего школьники свои успехи приписывают действию внутренних факторов — своим способностям и усилиям, а свои неуспехи — действию внешних факторов — трудностью задачи и невезению. С точки зрения психологов именно причинная схема «неуспех — недостаточность усилий» является Наилучшей Для развития мотивации учения.
Когда по рекомендации психологов учителя стали говорить своим ученикам: «Ты сможешь ответить лучше, если приложишь больше усилий», то участники экспериментального обучения улучшили свои показатели по тестам умственных способностей и стали лучше учиться».
Что же способствует возникновению внутренней мотивации?
— Ощущение учащимися своей компетентности, когда в процессе обучения они получают заслуженные похвалы и награды. Это нашло свое отражение в известной пословице — «От успеха крылья вырастают»;
— предоставление учащимся свободного выбора. Это могут быть задачи для домашней работы, варианты самостоятельной работы;
— переход от фронтальных методов, актуализирующих ощущения внешней подконтрольности, к групповым, вызывающим ощущения внутренней свободы;
— поддержание необходимого равновесия между автономией учащихся и контролем за их действиями;
— осуществление педагогического воздействия на основе передачи смысловой, личностно значимой для учащихся информации, а не на основе контроля за их поведением.
Очень часто увлеченность предметом вырастает из наблюдения детей за поведением своего учителя и его отношения к преподаваемому предмету. Увлеченность ученика является зеркальным отражением увлеченности учителя, его энтузиазма, его интереса к предмету. Если такого интереса нет, то воспитать у учащихся внутреннюю мотивацию оказывается практически невозможно.
Как же еще можно увлечь ребенка занятиям музыкой?
— Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину. .
— Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
— В музыке, как и в русском языке, есть фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
— Занимаясь музыкой, учащиеся обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
— Музыкальные занятия развивают навыки общения — коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими композиторами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
— Музыкальные занятия приучают «включаться по команде». Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу». .
— Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел — помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Заражение своего ученика энтузиастическим отношением к музыке, предоставление ему в нужный момент самостоятельности и свободы выбора, поощрение трудолюбия и упорства в совершенствовании мастерства, а не ставка на природный талант — все это мы находим в практике преподавания лучших учителей музыки. Вслед за Листом многие из них полагали, что для того, чтобы воспитать музыканта, надо прежде всего воспитать человека. Профессор Московской консерватории С. Фейнберг говорил, что качество пианиста определяется следующим сочетанием: первое — человек, второе — Художник, третье — музыкант, четвертое — пианист. «Но, к сожалению, — как отмечал Г. Нейгауз, — в реальной жизни эта теза часто оборачивается с обратной стороны: пианист — музыкант — художник — человек».
К. Черни «Я всегда находил, что с учениками целесообразнее всего обходиться приветливо, весело, не выказывая нетерпения, но в то же время быть твердым, я стремился все необходимые и полезные им сведения излагать ясно и интересно, никогда чрезмерно не перегружать учащихся и делать занимательным даже самое скучное; благодаря этому мне удавалось добиться послушания и внимательности даже у самых разнородных учеников — и с мягким характером, и бойких, упрямых».
Воспитание самостоятельности ученика как главной цели педагогического процесса нашло свое отражение в крылатом выражении Г. Нейгауза о том, что учитель должен учить так, чтобы можно скорее стать «ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самосознания и умение добиваться цели, которые называются зрелостью, порогом за которым начинается мастерство».
Развивая самостоятельность своих учеников, выдающиеся педагоги никогда не пытались подвести их под свой ранжир. Так, Л. Н. Оборин говорил своему ученику: «Я здесь играю иначе, — но если у Вас получается убедительно, можете играть по-своему». Подобный подход больших мастеров к своим ученикам способствовал тому, что молодых музыкантов учили прислушиваться к своему внутреннему голосу, доверять самому себе.
Доверительная форма педагога межличностных отношений между педагогом и учеником раскрывает «величие ученика» и обостряет ответственность самого педагога перед ним.
На другом полюсе развития самостоятельности ученика находится известный всем Способ «натаскивания» , при котором ученик во всем вынужден подчиниться своему педагогу. Цель этого метода по мнению известного отечественного педагога Е. Я. Либермана — сокрытие недостатков ученика. Достижения этой методики временны, так как в ней присутствуют элементы обмана и самообмана.
При натаскивании педагог не считается с уровнем развития своего ученика, а считается больше всего со своими собственными интересами.
Проанализировав методы фортепианного обучения в практике выдающихся профессоров Московской консерватории — К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, — исследовательница Е. И. Львова установила следующие, наиболее часто используемые ими Методы И Приемы:
— наглядно-иллюстративный метод, Основывающийся на непосредственном показе на инструменте приемов игры;
— Словесный метод, Применявшийся в единстве с наглядно-иллюстративным и связанный с разъяснением тех или иных закономерностей искусства;
— Метод действий «по образцу» , — когда указания педагога служат для учащегося ориентиром в исполнительском процессе;
— Художественно-эвристический метод, связанный с поиском индивидуального игрового приема в зависимости от возможностей ученика.
Однако все эти достойные методы могут работать при одном важнейшем условии — если учитель пытается развить не только музыкально-исполнительские способности своего ученика, но и его личность в целом.
Контакт педагога с учеником на уроке наступает тогда, когда каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенность их результатами, когда ученик увлечен новыми художественно-образными переживаниями и ясно представляет себе стоящие пред ним логически-смысловые задачи. Все это становится стимулом для дальнейших занятий. Залогом продуктивной работы педагога и ученика является их общая заинтересованность в совместном творческом труде.
Учитель музыки, исповедующий в своей работе принципы сотрудничества, строит свои отношения с учениками на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Поскольку в процессе диалога происходит интенсивный обмен эмоциональными состояниями, то педагогу необходимо заботиться о том, чтобы эти состояния были позитивными. Педагог должен быть самокритичен к себе и по возможности избавляться от своих негативных комплексов в виде невротических состояний и других.
Музыкальная педагогика — искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Хочется закончить свое выступление опять словами Г. Г. Нейгауза: «Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем…Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано».
Взаимодействие учителя и ученика в образовательном процессе