• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Взаимосвязь творчества Гоголя и Пушкина

 

Взаимосвязь творчества Гоголя и Пушкина

И комедия Гоголя отзывается на «Евгения Онегина» так, как на литературную новость и принято отзываться: новинку подхватывают, из нее черпают те или иные характеры, слова и словечки. Ее переиначивают, а героя ее рядят в новые одеяния, ставят в новые положения. Намеки, отдельные штрихи, описания развивают, дополняют подробностями. Новинка, таким образом, начинает вторую жизнь. И только что собранный в цельную, завершенную книгу «Евгений Онегин» вдруг отзывается в «Ревизоре». Сам облик угрюмо легкомысленного героя комедии, пасынка столицы Российской империи, претендующего на светский блеск, на изысканность, элегантность,- совершенно очевидная пародия на облик светского йапйу. Воспоминания его о столичной жизни, его пьяные грезы, уснащенные красочными подробностями великосветского быта, прямо, почти без изменений заимствованы из пушкинского романа, из описаний дня Онегина с утра и до вечера. Хлестаков, как сказал бы современный нам школьник, «передирает» Пушкина; и если он, Хлестаков, то и дело превращается в развлекающегося и страдающего Онегина, то порой и в Онегине начинает проглядывать что-то от Хлестакова.

В опубликованной недавно статье Валентина Непомнящего «Начало большого стихотворения» («Вопросы литературы», 2009, № 6) подробно анализируется одна только первая глава пушкинского романа. От большой и сложной проблемы иронии Пушкина, обращенной к индивидуализму как строю мышления и как образу жизни, историк литературы постепенно переходит к выявлению некоторых опорных мотивов романа. Он исследует перечни, перечисления, заполняющие главу, сообщающие ей многокрасочность, жизненную достоверность. И находит «центральный мотив, кристаллизующий и источающий поэтику перечня. Этот мотив — стол». По меткому замечанию историка литературы, для Онегина «весь мир просится на стол, взывает, чтобы им насладились».

Итак, весь мир просится на стол. Стол в романе Пушкина — простейший, явный, наглядный признак сугубо потребительского восприятия мира: мир по логике индивидуалиста принадлежит ему и только ему. Мир как бы обязан поставлять ему свои дары, и они стекаются на обеденный стол Онегина отовсюду, со всей Европы. Но послушаем Хлестакова:

«Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз. Суп в! кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе». Семисотрублевый арбуз… Стол с кастрюлькой парижского супа, явно не похожего на тот суп, которым час тому назад Хлестакова из милости попотчевали в трактире: «…Что это за суп? … Никакого вкуса нет, только воняет… Боже мой, какой суп!.. Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супа. Какие-то перья плавают вместо масла…» (вообще с супами в городке дела обстоят как-то особенно скверно, и попечитель богоугодных заведений в виду появления ревизора трусовато лепечет: «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос»).

Но над зловонием местных супов, как звезда в тумане, вдруг восходит кастрюля супа, доставленного прямехонько с Елисейских полей. И возвышается она на столе Хлестакова, источая благоуханнейший пар. Боже ты мой, как сказал бы Гоголь, да этот стол переехал в грезы опьяненного Хлестакова прямо из реквизита его аристократического собрата; и кастрюлька с французским супом должна была бы найти свое место «меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым». Географическая всемирность обеденного стола Онегина, конечно же, была замечена Гоголем.. Замечена и… спроецирована в мечты Хлестакова, который, может быть, роман Пушкина даже и полистал или, во всяком случае, слышал о нем: с Пушкиным-то он, по его увереньям, знаком; и в каком-то смысле он, вероятно, прав. А услышав о Пушкине и о его романе-новинке, Хлестаков не замедлил нарядить себя в одежды героя романа, явив, таким образом, какой-то оживший, жутковатый в своей воплощенности «читательский отклик» на историю дум и странствий первого из «лишних людей», кои начали вскоре населять литературу.



Взаимосвязь творчества Гоголя и Пушкина

Другие сочинения по теме:

  1. Водевиль в творчестве Гоголя и Пушкина «Я ведь тоже разные водевильчики»,- не преминет проронить Хлестаков. В изображении Хлестакова все как-то попроще, как-то нагляднее, чем у Пушкина:...
  2. Взаимосвязь образов Ленского и Онегина в романе Пушкина В деревенскую глушь приезжает свежий человек, молодой, ученый, богатый. Приезжает прямо из столицы. Вот бы потолковать с ним, узнать ‘новости,...
  3. Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. » Субъективный» Шиллер стал для него дороже «объективного» Гете....
  4. Эпическая проза на примере творчества Пушкина «Кавказский пленник» пространственно построен сложнее «Руслана и Людмилы». В поэме множество самодовлеющих, фрагментарно выделенных лирических, описательных, комментирующих мест: посвящение, нравы...
  5. Место творчества Н. В. Гоголя в русской литературе Никогда прежде в России взор сатирика не проникал так глубоко в повседневное, в будничную сторону социальной жизни общества. Гоголевский комизм...
  6. Сходство и различие творчества Пушкина и Лермонтова Характеристика огромных различий, существующих между творчеством Пушкина и творчеством Лермонтова, — различий в круге идей и эмоций, различий в конкретных...
  7. Изображение поместного дворянства в «Евгении онегине» А. С. Пушкина и в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Сочинения по литературе: Изображение поместного дворянства в «Евгении онегине» А. С. Пушкина и в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Пушкин...
  8. Ряд сложных вопросов творчества Гоголя Имя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. Через пять лет после гибели Пушкина Белинский с полным основанием...
  9. Признание основополагающего значения Пушкина в трудах Гоголя Гоголь определил и художественное мастерство Пушкина, его умение «немногими чертами означить весь предмет», лаконизм и точность, а вместе с тем...
  10. Краткий обзор творчества Гоголя Николай Васильевич Гоголь (полная его фамилия Гоголь-Яновский, но он рано отбросил вторую половину) родился 19 марта 1809 г. в торговом...
  11. Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия «романтизм». Литературоведение называет романтизмом художественный метод...
  12. Развитие литературы: Главное влияние Пушкина на творчество Гоголя Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но...
  13. Лирика Пушкина в представлении Гоголя Лирика Пушкина в представлении Гоголя — это совершенно особый мир, не имеющий себе равного и поэзии. «Если должно сказать о...
  14. Период жизни и творчества Пушкина, который охватывает 1826-1830 годы Сначала Пушкин возлагал некоторые надежды на молодого императора (Николай был только на три года старше Пушкина) и сделал попытку повлиять...
  15. Расскажите о влиянии украинской культуры на развитие творчества Николая Гоголя как писателя В литературу Гоголь пришел из Украины. Он родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в городке Большие Сорочинцы Миргородского уезда...
  16. Представления о личности и творчестве (на примере творчества Пушкина) Поиски подходов к проникновению в тайну личности художника, в импульсы его поступков, творческих порывов и логику развития — задача неимоверно...
  17. Вопросы и ответы по теме «Лирика А. С. Пушкина» и М. Гоголя «Мертвые души» Что такое «лирика»? Слово «лирика» происходит от греческого слова «лира», которое сперва означало инструмент, под звуки которого выполнялись песни. Потом...
  18. Композиция и сюжет романа Пушкина «Евгений Онегин» Мы не знаем, как следует ни первоначального плана «Евгения Онегина», ни подробностей изменения его содержания и композиции. Из того, что...
  19. Взаимосвязь образов Григория Мелехова и Аксиньи Все у Григория поначалу складывается гладко, даже его скандальная история любви к замужней женщине еще ни о чем не говорит,...
  20. Становление русской реалистической фантастики в прозе Пушкина и Гоголя Творческие искания Гоголя в середине 1830-х годов имели ДЛЯ этого процесса первостепенное значение. Впервые в русской литературе складывалась система фантастической...
« Какую жизнь называет Толстой настоящей?
Сочинение отзыв «Метаморфозы» Публия Овидия Назона »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения