Характеристика девушки-контрабандистки в повести «Тамань»
Девушка-контрабандистка охарактеризована более полно. Вначале она дана, как силуэт, как «белая фигура» в тревожном ожидании своего друга, Она вызывает симпатию к себе печалью, звучащей в ее голосе, беспокойством, с каким она вглядывается в даль моря, своей тревогой за Янко, звучащей в вопросе «А если он утонет?» Следующее появление ее несколько противоречит впечатлению, сложившемуся первоначально; на крыше хаты она пристально всматривается вдаль, но уже смеется, рассуждает сама с собою или запевает песню. Изменение в ее настроении подчеркивается пейзажем: вместо ночи и тумана на море — солнце, слепящее глаза. Своеобразие девушки проявляется во всей: и в портрете, и в поведении, и в речи. Девушка — загадка для Печорина, все в ней необычно. Своеобразие ее внешности в том, что девушка «обворожительна», но далеко не красавица. Не давая подробного портрета, автор отмечает правильный нос, гибкость стана и своеобразную посадку головы девушки, длинные русые волосы и золотистый отлив кожи па шее и плечах.
Внимание обращается не на лицо, а на весь облик девушки, причем дается не просто описание определенных черт лица и фигуры, а рисуется психологический портрет; упоминается не цвет глаз, а взгляд дикий и подозрительный; не рисунок губ, а улыбка, в которой было «что-то неопределенное»; говорится о необыкновенной гибкости стана, «особенном наклонении головы». Особенностью девушки являются ее подвижность, изменчивость. Для нее характерны быстрые переходы «от величайшего беспокойства к полной неподвижности». При первом появлении в повести она печальна и встревожена, на крыше дома — смеется и поет; при первом разговоре с Печориным хохочет во все горло, придя же к нему в хату, «села тихо и безмолвно». Но изменчивость настроения и поведения не могут скрыть существа ее характера. Это натура сильная, волевая, самоотверженная и цельная. Занимаясь опасным делом, являясь ближайшей и верной помощницей контрабандиста Янко, она подстатью ему и характером. Внешняя грациозность и, поэтичность сочетаются в ней с твердостью, самообладанием, решительностью. Слова Печорина, что он кое-что про нее узнал, не вызвали ни малейшего изменения в ее лице. Но, заподозрив, что офицер может выдать и Янко, она мгновенно решает обезопасить себя, избавившись от Печорина. Борьба в лодке — доказательство ее бесстрашия, силы, ловкости, а также ее самоотверженности: она понимает опасность поединка и рискует собой, чтобы спасти Янко от беды.
Общий поэтический рисунок образа девушки-контрабандистки создается также тем, что Печорин дает ей имена, как бы подчеркивающие загадочность и своеобразие ее — «ундина» и Миньона. Необычна и речь девушки, она говорит короткими, очень выразительными фразами, близкими по словарному составу и по синтаксическому строю народным пословицам и поговоркам: «Откуда ветер, оттуда и счастье», «Где поется, там и счастливится». Она не желает рассказывать Печорину о себе, отсюда в ее речи намеки-поговорки, как «кому услыхать, тот услышит, а кому не должно слышать, тот не поймет» и др. Речь девушки конкретна, лаконична и образна. ‘Она насыщена глаголами и существительными (прилагательных, причастий и деепричастий совсем нет). Предложения ее короткие, характерные для разговорного языка. Простые предложения, входящие в состав сложных, чаще всего нераспространенные, среди них много неполных («Откуда ветер, оттуда и счастье») и безличных («Где поется, там и счастливится»),
В дореволюционной методической литературе распространенной была точка зрения, что в образе контрабандистки Лермонтов изобразил тип туземки с ее самобытностью, дикостью, силой чувств, свойственными далеким от цивилизации и культуры женщинам. Но в действительности Лермонтов нарисовал в образе контрабандистки глубоко симпатичный ему тип характера, в котором нет безразличия к жизни, равнодушия, зато много силы, энергии, страстности, воли. Такой характер помогал Лермонтову лучше выявить качества своего главного героя и передать мечту о сильных и цельных людях, героях, способных к борьбе. Правда, контрабандисты в «Тамани» не вступают в борьбу с обществом во имя каких-то высоких идеалов, но они вольны, далеки от всякой условности и фальши, «естественны», в противоположность фальшивым и искусственным представителям пятигорской «знати», с которой столкнется Печорин в следующей повести.
Все отважное, смелое, вольное близко Лермонтову и его герою, отсюда и своеобразие в построении образов контрабандистов. Близкие автору черты героев поэтизируются, создается своеобразный стиль, названный «реалистической романтикой» исследователем Е. Михайловой. Главными героями повести являются не контрабандисты, а Печорин. Каким он показал себя в столкновении с ними, как раскрывается его характер в приключении в Тамани.
Безразличный ко всему человек не замечает окружающего, а Печорин мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает и запоминает интонации голоса, манеру речи Янко, девушки, слепого. Едва ли на равнодушного, разочарованного человека так сильно могла бы подействовать случайная встреча со слепым мальчиком, а Печорин под ее влиянием долго не может заснуть, и перед его глазами «во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами». Так же не безучастен Печорин и к своему прошлому: вид моря перед бурей напоминает ему «старые годы», север, «холодную столицу», и он непритворно волнуется.
Характеристика девушки-контрабандистки в повести «Тамань»