Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гете
сюжет, в основу которого положен своеобразный «эксперимент» над главным героем, подвергающимся разнообразным испытаниям и активно познающим мир в процессе поисков высшего смысла человеческого бытия; наличие сложной философской и нравственной проблематики; широчайший охват художественного изображения, благодаря которому судьба главного героя разворачивается на фоне всего мироздания, в переплетении прошлого, настоящего и будущего времен, а также в скрещении реального, мистического и фантастического измерений; символико-аллегорическое содержание изображаемых ситуаций, персонажей, образов, которое отражает представления о силах, управляющих природной, духовной и нравственной сферами жизни; ключевое значение «Пролога на небе», где обозначаются центральные в трагедии проблемы сущности, места и предназначения человека в мироздании, цели человеческой истории, соотношения мировых начал добра и зла; особая роль Мефистофеля, который, будучи постоянным спутником Фауста, его помощником и вместе с тем его главным антагонистом и врагом, олицетворяет свойственный Фаусту дух сомнения и жажду неудовлетворенности, побуждающую к постоянному поиску и движению вперед; специфичная трактовка воплощенного в Мефистофеле зла как части добра, т. е. как силы отрицания, критики и разрушения, без которой невозможно познание, созидание и развитие; гуманистический пафос и светлый философско-исторический оптимизм, свойственный как самому автору трагедии, так и эпохе Просвещения в целом; интонационное и ритмическое многоголосие, отражающее многообразие человеческих характеров и полноту жизненной стихии.
Характерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга Гете