Характеры героев поэмах Джеймса Mакферсона
Заинтересованность примитивизмом, народной поэзией, небрежность обязательным классицистическими канонами послужили причиной бушующего всплеска особого внимания к кельтским частям Великобритании, к памяткам почти забытой культуры. Началось т. н. «кельтское» возрождение. Возле истоков этого движения стоял известный поэт-сентименталист Т. Грей. Поэт-пророк, который прорицает гибель норманнской расы, — сам бард, единый, кто спасся из клана бардов, которые погибли в битве возле Кемлена. Его трагическое для норматов пророчество причудливо переплетается со сценами, засеченными в сознании короля Эдварда, войска которого принимали участие в кровавой стычке. «Бард» Грея справил весомое влияние на Mакферсона и все кельтское возрождение.
В поэмах Джеймса Mакферсона огромное количество событий, нагроможденных в кажущейся безалаберщине, нередко главное содержание врывается сказом о незначительных и мелких событиях. Тематика напоминает средневековый рыцарский эпос — это войны, которые ведутся или против скандинавов, или против незаконных захватчиков трона, а также любовь. Кроме войн, изображенные сцены охоты, банкеты, воинские развлечения, большое внимание отводится кодексу рыцарской чести. Самым большим благом считается смерть на поле боя за отчизну. Эта смерть воспевает бардами.
Характеры героев чрезвычайно противоречивые, причем противоречивость, очевидно, обусловленная более поздними наслоениями литературных влияний и источников. Отличаясь невероятной отвагой, волей и силой, воины могут неожиданно прийти в умиление и заплакать, они легко склоняются к меланхолическим медитациям, чувствительные и нежные. Жены и нареченные героев могут делить с ними все злоключения воинских упражнений, снарядившись в трудные рыцарское мундирование и не оставляя их ни во время охоты, ни на поле боя. Вместе с тем они также чувствительные и легко ранимые, умирают от любви, от тоски по утраченному любимому.
В эпических поэмах, кроме духа Лоди, нет никаких богов, которые бы, как в гомеровском эпосе, вмешивались в жизнь героев. Неслучайно эта фигура весьма условная: это дух, бестелесный призрак. Герои Оссеина живут в нематериальном мире, здесь совсем нет деталей быта, нет описаний начинки, пищи, напитков. Но «Поэмы Оссеина» удобно отличаются от своих предшественниц — эпических поэм — чрезвычайным лиризмом. Рассказчик-бард Оссеин, участник боев и свидетель подвигов героев, — летописец истории. Рассказывая о своих соплеменниках, он делит с ними их радость и горе, потери и достижения. Огромный и разнообразный эмоциональный мир героев «Поэм Оссеина». Они рассказывают о своих чувствах, переживании, мыслях, помогая современному читателю вообразить их внутренний духовный мир. Главное расположение духа, который доминирует во всех сказах, грустный, меланхолический, обвитый тугой и, даже, скорбью.
Общий характер рассказа впечатляет пейзажными зарисовками, сделанными из натуры. Mакферсон много путешествовал по Шотландии, и его картины природы — легко признал все прелести родной шотландской природы: пасмурные скалы и горы, пустынные, покрытые лесами или совсем голые ущелья, в которых прячутся косули, поле, олене; туман и тучи, болота и озера; затканное тучами небо, по которому пролетают тени погибших героев, которые их оплакивает бард. Часто на небе появляется бледный месяц, пасмурный, призрачный свет которого отвечает общему колориту картины.
Поэзия Mакферсона была представлена как перевод старинной поэзии. Особенность поэтической структуры — в использовании ритмизированной прозы, которую сам Mакферсон называл «мерной прозой». Мерная проза была свободной от обязательных норм версификации, наделенная простотой и доходчивостью и поддерживала веру в аутентичность перевода. В мерной прозе было немало сложных эпитетов и родительных падежей в значении эпитетов.
Особенно высоко оценил «Поэмы Оссеина» X. Блер в «Критических соображениях о поэмах Оссеина» (1763): «Когда Гомер решает быть трогательным, он сильный, но Оссеин обнаруживает эту силу значительно чаще и творение его значительно глубже обозначенное печатью чувствительности. Ни один поэт не умеет лучше за него захватить и умилить сердце. Что же касается передачи чувств, то преимущество на стороне Оссеина. Воистину поражающе, в которой мере герои нашего грубого кельтского барда превосходят человеколюбием и добродетелями не только Гомера, а и просвещенного и изысканного Вергилия». К когорте приверженцев Mакферсона принадлежали Дж. Х’юм и А. Смит. Слава Оссеина докатилась и к континенту, где Ф. Г. Клопшток, Й. К. Ф. Шиллер и Й. В. Гете присоединились к хору тех, кто славословил автора «Поэм Оссеина». Гете цитировал Оссеина на страницах «Страданий молодого Вертера», романа, который рядом с «Оссеином», принадлежал к любимым книгам Наполеона.
Популярность «Поэм Оссеина» была огромной. В 1768 г. «Оссеин» был положен на музыку и выполненный в Хеймаркети. В 1769 г. Дж. Х’юм, известный автор «Дугласа», позаимствовал у «Оссеина» имена, образа и элементы сюжета для создания драмы «Фатальное изобличение». Из этого момента начинается активная деятельность многих драматургов. Среди них Дж. Э. Хавард, который написал поэму «Осада Темори» (1773). Популярность Mакферсона возрастала. В 1866 г. M. Арнольд в своих лекциях о кельтской литературе подчеркивал чрезвычайную свежесть и силу макферсонивской поэзии.
Характеры героев поэмах Джеймса Mакферсона