Художественная версия образа «скупого» Гоголя
Образ Плюшкина, созданный гением Николая Гоголя, вызывает ассоциации с персонажами Шекспира, Мольера, Бальзака, Пушкина. Ведь осуждение скряжничества — одна из популярных тем в мировой классической литературе. Тем не менее, Гоголь подает абсолютно оригинальную разработку уже известной темы. В Плюшкине нет однолинейной схематичности, присущей Гобсеку Бальзака. Вместе с тем он лишен многогранности характера шекспировского Шайлока. Плюшкин не похожий и на пушкинского барона, который объединял в себе черты не только скупого, но и рыцаря, для которого золото служило орудиям власти и независимости; жадность накопления объединяется в скупом рыцаре с бескорыстием, хищническое корыстолюбие — с философским взглядом на окружающий мир.
В Плюшкине нет этой сложности, но есть впечатляющая сила художественной пластики, которая выделяет этот образ с между других скупых в мировой литературе. Вслед за Пушкиным Гоголь отказался от морального толкование скряжничества. Герой Мольера, например, воплощает в себе идею скряжничества как такой. Конечно, и он несет в себе какие-то определенные приметы пор, которые разрешает видеть в нем характер. Но именно главная черта этого характера — скряжничество — показанная драматургом абстрактно, как человеческая страсть вообще, как вечный порок. Пушкин впервые показал исторические и социальные истоки этой страсти, а также ее психологические следствия. В отличие от своих предшественников, он не смеется над нее, а исследует ее как тему трагическую.
Барон теперь, как и когда-то, наслаждается властью. Но в прошлые времена ее оружием был рыцарский меч, а теперь ее символом постоянный сундук с золотом. Барон из гордого рыцаря превращается в жалкого скрягу, хотя не потерял еще отдельных черт рыцарства. Пушкин вскрыша это преобразование как драму человека. В своей «маленькой трагедии» поэт создает чрезвычайно сложный характер и ставит важные вопросы современной общественной жизни. С большой художественной силой Пушкина показал жестокую власть золота, которое искажает психику человека и является источником больших несчастий для цивилизации.
Трагедией «Скупой рыцарь» автор осуждает не скряжничество барона, а тот порядок и ту философию жизни, результатом и порождением которых является этот образ. Такой путь избирает и Гоголь в «Портрете» и «Мертвых душах». Трагическая страсть к наживе уничтожало талантливого художника. В такой же способ бессмысленная алчность уничтожила человека в бывшем хозяйственнике, энергичному помещику Плюшкину. Интересно, что образа помещиков раскрыты Гоголем вне эволюции. Единым исключением есть Плюшкин. Он не просто завершает собой галерею помещичьих мертвых душ. Среди них он наиболее зловещий симптом неизлечимой смертельной болезни, которой поражен крепостнический порядок, граница распада человеческой личности в общем, «прореха на человечестве». Вот почему Гоголь считал необходимым раскрыть этот характер в развитии, показать, как Плюшкин стал Плюшкиным.
Образ скряги привлекал и писателей. Так, Терентий Гаврилович Пузырь Карпенка-Карого — яркий тип украинского землевладельца, который вынырнул на поверхность общественной жизни в конце ХИХ ст. Пузырь поднялся на высочайшую ступень накопления, нажив большие богатства. Как ему это удалось? Он иногда упоминает, как в молодые года наживал свое добро: «Первое шел за барышами вслепую, штурмом крушил направо и налево, плевал на все и знать не хотел людской молвы».
Мольер показал наибольший порок буржуазии — неудержимую погоню за деньгами, которая превращает человека в жестокого, себялюбивого хищника. Гарпагон обогащается ростовщичеством, наживаясь на чужом несчастье. Деньги, золото становятся целью существования скупого, уничтожая в нем все человеческие черты, разрушая родственные отношения и связи. Страсть к денег захватывает Гарпагона настолько, что уже не оставляет места другим человеческим слабостям. Он виднеется лишь о том, чтобы как можно быстрее избавиться детей, которым приходится давать деньги. Драма скупого становится драмой всей семьи, расколотой и распущенной родительским пороком.
Портретная галерея заложников собственной жадности
Барон (Пушкина. «Скупой рыцарь», 1830)
В бароне объединяется несоединимое: скупой — и рыцарь, которым овладевает страсть к денег. Вместе с тем в нем есть что-то от поэта. Он способен опоэтизировать предмет своей губительной страсти. Слава золоту у барона — как слава любви. Это противоестественно, но это становится возможным из-за того, что он тянется к денег не только как скряга, но как тот, что стремится власти. Деньги для барона становятся символом власти. Это признак не только средневековых пор, но и сутки Пушкина.
Гобсек (Бальзак. «Гобсек», 1830)
Гобсек — выдающаяся фигура, знает жизнь и видел мир. У него романтическая биография. Гобсек имеет глубокий аналитический ум, способен оценить уровень личности других. Но, несмотря на такую исключительную одаренность, он, как и его жертвы, врештирешт сам становится заложником собственной жадности к золоту и разыгрывает еще одну трагикомедию в спектакле жизни. Убедительным свидетельством разрушения личности Гобсека есть его непомерная бережливость и неудержимая скупость. Затрагивая золота, он перестает контролировать себя и теряет весь свой ум.
Плюшкин (Гоголь. «Мертвые души», 1842)
Образа помещиков раскрыты Гоголем вне эволюции. Единым исключением есть Плюшкин. Он не просто завершает собой галерею помещичьих мертвых душ. Среди них он наиболее зловещий симптом неизлечимой смертельной болезни, которой поражен крепостнический порядок, граница распада человеческой личности в общем, «прореха на человечестве». Вот почему Гоголь считал необходимым раскрыть этот характер в развитии, показать, как Плюшкин стал Плюшкиным.
Пузырь (Карпенко-Карий. «Хозяин», 1900)
Средствами донимающего смеха И. Карпенко-Карий разоблачает одичание большого землевладельца, его духовную убогость и жестокость Ненасытная жадность к наживе становится самоцелью Пузыря, превращает его в моральный урода, делает из него страшного хищника, который угрожает существованию других людей. Показывая Пузыря, его семью, экономов, сусидапомищика, учителя гимназии, рабочих, драматург обобщил в конкретной образной форме тенденции развития общественного отношения (процесс капиталистического обогащения).
Художественная версия образа «скупого» Гоголя