Художественное совершенство новелл М. Коцюбинского
Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого зова она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Он будто сливается со своими рассуждениями и тем самым без видимых усилий, в ненавязчивой форме поворачивает многих в свою веру, в мир своих убеждений и идеалов.
Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи всему художественному миру его героев. Особенно по-новому они раскрылись в новелле. Хотя критики и до сих пор спорят относительно проблематики и жанровых особенностей произведения. Безусловно, вместе с тем это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, и пейзажная новелла, и философский трактат.
Это — своеобразная стенограмма психологических залогов лирического героя его ощущений и настроя. В ритмическом ключе в ней рассказывается о героине, которую утомил город, она стремится к уединению в кононевских полях. Художник этим трактует свое психологическое состояние: «Я устал, меня утомили люди… Откройте окна!
Проветрите жилье! Выбросите вместе с мусором и тех, что сорят. Пусть им идут в дом чистота и покой».
Автор не конкретизирует ни социального положения своего героя, ни его профессии. Поэтому в изобразительную систему новеллы М. Коцюбинский не вводит большие новых «людей»; толпу, гул. Вспомогательными образами-символами становятся: «моя усталость», «нивы в июне», «солнце», «три белых овчарки» и т. п.. Характерно, что эти образы индивидуализированы, как и человеческие фигуры.
Лирический герой стремится объединиться с природой, безграничностью степи, «симфонией поля». И этот чистый, лучезарный мир природы является своеобразным приемом — антитезой серого и шумного мира города.
Пейзаж в новелле тоже будто оживает. Он отображает сложный внутренний мир героя, изменение его расположений духа, мыслей, ощущений. Именно в пейзаже, по словам И. Франко, «как можно больше живой крови и нервов самого автора.
Природа — не статическая, а динамическая — вся в движении и изменениях расположения духа».
Какими замечательными художественными средствами М. Коцюбинский раскрывает ее чарующий мир! Вспомним некоторые из них, например: «кипят… серебренные волосья овса», «пленит голубыми реками лен», «белая пена гречек, душистая, легкая, будто сбитая крыльями пчел». Эта внеземная красота, освещенная солнцем, создает положительное расположение духа, цепляет в душе самые потаенные струны, которые звучат, как «певучая арфа», и вместе с тем возрождает в ней то, что было приглушено человеческим горем и беспокойством: «Душа готова, струны тугие, настроенные, она уже играет…» Это общение с природой, красота и гармония окружающей среды снова возрождает в душе лирического героя потребность в общении с человеком.
Рефрен «говоры, говоры!» усиливает беспокойство в душе человека, он готов к бою против угнетателей.
Г. Коцюбинский обнаруживает солидарность со своим лирическим героем, он уверен — надо быть на переднем крае борьбы народа за правду и справедливость.
Художественное совершенство новелл М. Коцюбинского