• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Художественное своеобразие пьес Петрушевской

 

Художественное своеобразие пьес Петрушевской

Пьесы Петрушевской густо заселены героями как сценическими, так и внесценическими. Однако у нее есть и пьесы-диалоги , и пьеса-монолог , давшая название сборнику ее драматургии .

Увлечение театром, ориентация на создание иллюзии «магнитофонного» стиля письма обусловили и особенность прозаических произведений писательницы. Повествование в них препоручается рассказчицам. Проза Петрушевской носит исповедальный характер: «Может быть, в написанном есть какое-то зерно спасения: ты уже сообщил, ты уже обратился к людям.

Ведь люди почему друг другу рассказывают? Чтобы от этой тяжести избавиться». Образ рассказчицы — это своего рода авторская маска.

Иногда она довольно прозрачна, так что голоса той неназванной женщины, что ведет повествование, и автора сливаются . В других случаях позиция автора отличается от позиции рассказчицы . Образ рассказчицы может исследоваться как перевоплощение чужой судьбы или определенного типа сознания . В соответствии с творческой задачей Петрушевская привносит в названия циклов своих рассказов характерный оттенок.

В первую очередь ею дается установка на восприятие устного рассказывания.

Так, рассказы из сборника «Бессмертная любовь» она поделила на две части: «Истории», подчеркивая не литературное, не выдуманное, а якобы житейское, достоверное их происхождение, — в них рассказчица является посторонним, отстранившимся от описываемых событий лицом, и «Монологи», где повествование идет от первого лица. Иногда сюда помещаются те же житейские истории, но воспроизведенные от третьего лица, видимо, особенно потрясшие или возмутившие душу как повествовательницы, так и автора. Естественно, что сюжеты поведанных житейских историй и женских монологов в этих циклах имеют особое строение, передающее характер часто взволнованной, нередко алогичной женской речи, перескакивающей с одного события на другое.

Вряд ли Петрушевская специально конструирует свою фразу, особым образом расставляет слова.

Кажется, что она, постоянно слыша устную речь людей толпы, просто следует за нею. Во фразе Петрушевской, как в женском разговоре, где его участницы стремятся высказаться сразу решительно обо всем, перемешивается главное, адекватное самому течению жизни, и второстепенное, внешне необязательное, случайное. «Я человек жесткий, жестокий, всегда с улыбкой на полных румяных губах, всегда ко всем с насмешкой. Например, мы сидим у Мариши.

У Мариши по пятницам сбор гостей, все приходят как один, а кто не приходит, то того, значит, либо не пускают домашние или домашние обстоятельства, либо просто не пускают сюда, к Марише, сама же Мариша или все разъяренное общество: как не пускали долгое время Андрея, который в пьяном виде заехал в глаз нашему Сержу, а Серж у нас неприкосновенность, он наша гордость и величина, он, например, давно вычислил принцип полета летающих тарелок.

Вычислил тут же на обороте тетради для рисования, в которой рисует его гениальная дочь», — говорит главная героиня — повествовательница в рассказе «Свой круг» . Фраза у Петрушевской, как правило, перенасыщена и перенаселена: тут и «я», и Мариша, и Андрей, и Серж плюс его гениальная дочь, тут сталкивается настоящее и будущее время, тесно друг с другом соседствуют однокоренные слова, навязчиво звучат повторы. Автор воспроизводит стихию устной речи с присущими ей неправильностями.

Косноязычие рассказчицы не всегда происходит из-за безграмотности или недостатка образованности, но, видимо, и от скороговорки, и от привычки не придавать большого значения грамотному оформлению своей устной речи: «Я иногда ходила в хозяйский дом смотреть телевизор и видела их простой, неприхотливый народный быт: что тетя Сима глава в доме, Владик любимый сын, Зина старшая дочь, а Иришка внученька, а дядя Гриша тихий человек, который дай да подай, да не ходи по мытому полу, — тихий человек, слесарь на заводе, пятьдесят пять лет» .

Читательскому воображению представляется выразительный образ рассказчицы. Это, по внешним признакам, как правило, женщина средних лет, хорошо знающая быт и нравы различных НИИ, волнуемая типично женскими проблемами и оттого с большим интересом присматривающаяся к поступкам, проявлению характера, судьбам представительниц своего пола, оказавшихся рядом — в больничной палате, в доме отдыха, в дальней поездке или просто живущих по соседству.

Когда же повествование ведется от имени поэтессы, как в повести «Время ночь» , где автор прибегает к давно известному в литературе приему якобы обнаруженной чужой рукописи, фраза, часто оставаясь по-прежнему по-женски многословной, «перенаселенной», воронкообразной, порой приобретает риторическое звучание: «Ах, друзья мои, и в старческом теле мерцает огонь ума!», «О ненависть тещи, ты ревность и ничто другое», «Матери, о матери. Святое слово, а сказать потому нечего ни вам ребенку, ни ребенку вам. Будешь любить — будут терзать. Не будешь любить — так и так покинут.

Ах и ох». А длинные записи, сделанные героиней на телеграфных бланках, как и положено в телеграммах, порой без точек, без запятых, звучат трагическим посланием в никуда.

В «Песнях восточных славян» женское «я» автора-повествователя приобретает новые черты. Здесь в подразумеваемой рассказчице ощущается женщина «низовой» культуры, с тягой к страшному и таинственному, верой в чудеса и наивной надеждой на неминуемое возмездие за совершенное зло. Сюжетами этого цикла являются «московские случаи», как и указано в подзаголовке.

В пересказе страшных историй об оживших мертвецах, о репродукторе, говорящем голосом убитого на войне солдата, об умершей жене, превратившейся в кошку, слышатся не только речевые неправильности, но и уродливые, прямо-таки гротескные синтаксические конструкции, основанные на сочетании просторечий с образцами советского новояза: «буквально, что называется, с голым задом», «его заставили жениться вплоть до исключения из института». Чувствуется, что женщине не важно, о ком рассказывать, для нее важно, что рассказывать. Поэтому почти все «случаи» начинаются примерно одинаково: «один молодой человек…», «один человек….», «одна женщина».

Случай не является литературным жанром в строгом смысле слова. Его возводит в этот ранг Петрушевская, ведя, по определению критика Н. Ивановой, «поиски новой цельности, возникающей на эстетическом развале имперского стиля», возвращая в литературу «пласты жизни, ею, литературой, ханжески презираемые». В скрупулезно воспроизведенных «случаях» авторское отношение сказывается, конечно же, не в наивном морализаторстве рассказчицы, хотя и оно тоже является составляющим авторской позиции, но в самом двояком названии цикла.

Страшные «случаи» — это сор, несерьезное, вроде и не литература вовсе, но это то, чем живут многие люди, что у них находит отклик в отличие от неискреннего идеологизированного официозного искусства, навязываемого школьным воспитанием, газетами и радио. Это и то, что вырывается из глубины души как нечто лирическое — «песня».



Художественное своеобразие пьес Петрушевской

Другие сочинения по теме:

  1. Художественное своеобразие романа «Кто виноват?» И в теории, и в практике Герцен последовательно и целеустремленно сближал публицистику и художественную литературу. Он бесконечно далек от спокойного,...
  2. Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка» По жанру «Капитанская дочка» — историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть черты и повести и романа, историческое...
  3. Главная суть авторской позиции в пьесах Петрушевской В цикле «Песни восточных славян» налицо отталкивание от пушкинских «Песен западных славян». Но речь здесь, видимо, следует вести не столько...
  4. Художественное своеобразие поэмы Гоголя «Мертвые души» В начале VII главы Гоголь раскрыл суть своего отношения к различным принципам отражения действительности в литературе. Он сравнивает два типа...
  5. Художественное своеобразие романа «Что делать?» Огромная покоряющая сила романа Н. Г. Чернышевского заключалась в том, что он убеждал в истинности, красоте и величии нового, передового...
  6. Творчество Петрушевской и «эпос катастрофы» XX века Петрушевская пишет «эпос катастрофы» XX в. Поэтому абсурд в ее произведениях явлен двояко: взятый из самой жизни, фактический, с легко...
  7. Художественное своеобразие романа «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — первый из серии знаменитых романов Достоевского, вошедших в золотой фонд мировой художественной литературы. На первый взгляд...
  8. Проза и сказки Петрушевской Искусство XX в., обогатившись достижениями модернизма, внесло немало коррективов в понимание термина «литературный герой». Не всегда поведение героя объяснимо непременно...
  9. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы...
  10. Идейно-художественное своеобразие «Маленькой трилогии» А. П. Чехова В конце 80-х годов А. П. Чехов предполагал написать роман в «форме отдельных законченных рассказов», дать каждому рассказу «свое заглавие»,...
  11. Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза» Прослушав «Грозу» в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса — «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне...
  12. Художественное своеобразие рассказа И. А. Бунин «Лапти» Сочинение Художественное своеобразие рассказа. В рассказе «Лапти» автор заставляет меня воспринимать мир зрением, слухом, мгновенно окуная...
  13. Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень сложен в композиционном плане. В его сюжете параллельно существуют два мира: мир, в...
  14. Художественное своеобразие повести Толстого «Казаки» В «Казаках» Толстой шел за Пушкиным, но отнюдь не повторял его, а в чем-то даже спорил с Пушкиным. Это был...
  15. Художественное своеобразие поэзии Есенина Поэзия Есенина действительно необычайно образна. Для нас: светит луна, и свет ее падает на крышу деревенской избы. Для Есенина: «Чистит...
  16. Художественное своеобразие рассказов В. Г. Короленко Судьба, личность, дарование В. Г. Короленко необыкновенны. А. М. Горький называл Короленко «человеком с большим и сильным сердцем». Истоки его...
  17. Идейно-художественное своеобразие «Слова…» Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, у Мусина-Пушкина был не оригинал...
  18. Художественное своеобразие одного из произведений А. И. Куприна Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В...
  19. Художественное своеобразие русского романтизма Романтизм русский и общеевропейский был движением мощным, охватившим все сферы духовной жизни общества. Широкая постановка проблемы романтизма требует обобщения накопленного...
  20. Художественное своеобразие романа М. Горького «Мать» В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы...
« Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница»
ЧУВСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения